Где проверить слух ребенку

Содержание

Как можно проверить слух у ребенка

Где проверить слух ребенку

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации.

Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка.

Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

чем установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.

Формы и причины нарушений слуха

Все нарушения слуха в зависимости от локализации процесса в слуховом анализаторе делятся на три формы: кондуктивные, сенсоневральные (нейросенсорные) и смешанные. Они могут иметь наследственный, врожденный или приобретенный характер. Процесс нарушений может быть односторонним или двусторонним.

  • Кондуктивные формы возникают в результате заболеваний, повреждений, врожденных аномалий развития наружного и среднего уха – звукопроводящей системы. Их могут вызывать отиты, воспалительные процессы в носоглотке, серные пробки, попадание инородного тела в слуховой проход, механические травмы барабанной перепонки. Они хорошо поддаются лечению, после которого в большинстве случаев слух полностью восстанавливается.
  • Сенсоневральные (нейросенсорные) формы возникают в результате поражения структур внутреннего уха и центральных отделов слухового анализатора – звуковоспринимающей системы. Они могут стать последствием родовых травм, асфиксии, недоношенности, гемолитической болезни новорожденных, сепсиса. Данная форма нарушений во многом определяется и наследственной предрасположенностью. Кроме того причиной их возникновения могут стать:
  1. вирусные инфекции матери в период беременности – краснуха, корь, грипп;
  2. детские инфекционные заболевания – корь, скарлатина, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, менингит, паротит;
  3. применение ототоксичных антибиотиков и препаратов;

При сенсоневральной тугоухости и глухоте восстановление или улучшение слуха практически невозможно. Таким детям требуется слухопротезирование, специальные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия. Компенсировать потерю слуха можно при помощи кохлеарной имплантации, но помочь она может далеко не в каждом случае.

  • Смешанные формытугоухости возникают в результате сочетания патологий звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора. В этом случае частично улучшить слух поможет медикаментозное лечение, но без специальной педагогической помощи и использования звукоусиливающей аппаратуры оно будет малоэффективным.

В возрасте до 1 года

  • На 2-3 недели жизни он не вздрагивает при громких звуках, не замирает на голос;
  • В 1-3 месяца малыш не оживляется при голосе матери и не поворачивается на звук голоса позади;
  • Во время сна нет реакции на резкие громкие звуки;
  • В возрасте от 4-х месяцев ребенок не поворачивает голову в сторону голоса, звучащей игрушки;
  • В 4-6 месяцев гуление постепенно затухает, не переходя в лепет;
  • В 9-10 месяцев малыш неправильно реагирует на несложные инструкции, не понимает значения многих простых слов;
  • С 8-10 месяцев у него не появляются новые звуки, устойчивые звукосочетания, простые слова.

В возрасте старше 1 года

  • До 3-х лет отсутствует фразовая речь или значительно нарушен процесс ее формирования;
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь, постоянно переспрашивает;
  • Не отвечает на вопросы и не реагирует на слова, если говорящий человек находится вне поля зрения;
  • При разговоре внимательно смотрит на лицо и губы говорящего, следит за мимикой;
  • При просмотре телевизора или прослушивании музыки постоянно прибавляет громкость;
  • Плохо различает речь по телефону, часто перекладывает трубку от одного уха к другому. 

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакциина звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой.

Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстоянии 20-30 см около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на  звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами.

По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой.

Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров.

Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

мама                  мальчик

дом                    лампа

стол                   часы

дедушка           сапоги

парта                 муха

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Медицинское исследование слуховой функции у детей

важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш

При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или  сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра. Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы  — позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия — наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.

Источник: http://xn----7sbkfax0adahceasemcipeqc0c2loc.xn--p1ai/kak-proverit-slux-u-rebenka/

Как проверить слух новорождённого и ребёнка 3-4 лет в домашних условиях

Где проверить слух ребенку

Последствия снижения слуха у детей. Методы определения тугоухости новорождённого и ребёнка 2—4 лет в домашних условиях. Как проводится врачебное обследование и аудиограмма.

У детей проблемы со слухом возникают по самым разным причинам. Чтобы не пропустить начало заболевания, родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в домашних условиях и на что следует обратить внимание в первую очередь. Чем раньше замечена проблема, тем легче с ней будет справиться, обратившись к врачу.

Причины и последствия снижения слуха

Нарушения в работе слухового анализатора наблюдаются примерно у 2% детей. Недооценивать такие нарушения нельзя, поскольку слух играет одну из важнейших ролей в развитии ребёнка.

Он влияет на способность правильно говорить, ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к его условиям. Дети со сниженным слухом позже других осваивают речь и не проявляют особой активности в познании мира вокруг себя.

Причины снижения слуха могут быть разными:

  1. Наследственная тугоухость. О ней говорят, если среди родственников есть человек с такими же проблемами. В этом случае слух детей необходимо проверять в обязательном порядке, чтобы исключить наследственное заболевание.
  2. Врождённая тугоухость. На её возникновение влияют некоторые заболевания мамы в период беременности, токсикоз, приём лекарств, вредные привычки, тяжело протекающие роды и другие факторы.
  3. Приобретённая тугоухость. Возникает вследствие заболеваний и травм. Обычные отиты, если их не лечить вовремя, могут привести к стойкому снижению слуха.

Врождённая тугоухость часто возникает в комплексе с другими не менее серьёзными патологиями. К самым распространённым из них относятся:

  • Аномалии в формировании наружного уха;
  • Заболевания глаз;
  • Сбои в работе нервной и эндокринной системы;
  • Кожные патологии;
  • Проблемы с опорно-двигательной системой.

Беременным женщинам стоит очень внимательно относиться к своему здоровью и следить, чтобы этих нарушений не возникало. При любых отклонениях у матери в течение беременности проверка слуха у ребёнка обязательна.

# Нарушение Описание
1 Тугоухость Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо менее 85 дБ
2 Глухота Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо более 85 дБ
3 Поздняя потеря слуха Отмечается при потере слуха в возрасте 3-4 лет и позже. При этом они могут частично сохранить речь в связи с относительно поздним возникновением проблемы

Тугоухость, приобретённая вследствие заболевания, может быть временной или окончательной. На её возникновение влияют следующие факторы:

  • Эпидемический паротит (в народе — свинка);
  • Скарлатина (почти не встречается в наше время);
  • Корь;
  • Грипп, ОРВИ и простудные заболевания;
  • Отит;
  • Некоторые лекарственные препараты.

Первичную проверку слуха после перенесённых заболеваний можно осуществить в домашних условиях. Для того чтобы убедиться в её правильности, лучше обратиться к врачу.

Методы самостоятельной проверки детского слуха

Чем раньше родители заметят, что у ребёнка есть нарушения в восприятии звуков, тем быстрее слух можно скорректировать, обеспечив малышу нормальное развитие. Кроха быстро догонит своих сверстников и ничем не будет отличаться от других детей.

Когда ребёнку исполняется 6 месяцев, он способен определить направление звука. Если у него отсутствует реакция на голос или другой источника звука, стоит показать его врачу.

Младенец, у которого есть проблемы со слухом, плохо осваивает двигательные навыки и не имеет возможности полноценно познавать мир. В результате у него может страдать интеллект.

Способы проверки слуха у младенца

В первый год жизни малыш может реагировать на звук лишь рефлекторными движениями. В домашних условиях для проверки слуха используют метод хлопков «рефлекс Моро» или гороховую пробу метода Калмыковой.

Если громко хлопнуть в ладоши, находясь вне зоны видимости, то нормально слышащий ребёнок обязательно вздрогнет. На этом основан рефлекс Моро. С его помощью любая мама может провести проверку слуха у младенца в домашних условиях. Тест не даёт идеального результата, но позволяет исключить врождённую тугоухость 3 и 4 степени.

Для его проведения грудничка кладём на ровную поверхность в спокойном состоянии. Это может быть кровать, стол или весы.

После этого нужно чувствительно хлопнуть в ладоши в 20-30 см от его уха и посмотреть на реакцию. Если малыш вздрогнул от неожиданности или даже заплакал от испуга, то всё нормально. Если реакции нет, то рекомендуется посоветоваться с врачом.

Для гороховой пробы — метода Калмыковой — в пластиковую бутылку засыпают горох на 30-40% от объёма так, чтобы при резких движениях бутылки раздавался громкий звук.

Мама или папа должны выбрать место, где ребёнок их не может увидеть. Примерно через 5 секунд после звучания пластиковой бутылки малыш должен среагировать на звук.

Далее горох меняют на любую крупу, чтобы звук был менее громким и повторяют действия.

# Наполнение Количество издаваемых децибел
1 Бутылочка с горохом 70-80 дБ
2 Бутылочка с гречкой 50-60 дБ
3 Бутылочка с манной крупой 30-40 дБ

Для сравнения, детский плач соответствует уровню в 80 дБ, а звук автомобильного гудка 120 дБ. Уровень звука в 200 дБ является смертельным для человека.

При отсутствии возможности проверить слух бутылочками с горохом или крупой, используют обычные погремушки.

Проверять необходимо оба уха, соответственно меняя своё местоположение. При проведении пробы внимательно наблюдают за реакцией малыша. Он может:

  • Моргнуть;
  • Зажмуриться;
  • Вздрогнуть;
  • Широко раскрыть глаза;
  • Замереть;
  • Повернуть голову.

Отсутствие рефлексов свидетельствует о проблемах со слухом. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

Речевой тест для детей 2-4 лет

У более старших детей, находящихся в возрасте 2—4 лет, из-за нарушения слуха возникает заметная задержка в развитии речи.

Ребёнок плохо говорит, не может правильно повторить слова и не умеет чётко изложить свои мысли. В дальнейшем это серьёзнейшим образом повлияет на его адаптацию в обществе и психологическое состояние.

Проверка звуковосприятия в домашних условиях поможет на ранней стадии выявить проблемы малыша.

Многие родители не знают, как проверить слух у ребёнка 3 лет. Это несложно и можно сделать с помощью игры или обычной человеческой речи. Например, трёхлетнему малышу можно предложить угадать, в какой руке игрушка. Для этого обе руки, в одной из которых погремушка, прячут за спину. Нормально слышащий ребёнок ориентируется на звук и легко справляется с заданием.

Проверить слух маленького ребёнка можно и другим способом:

  1. Несколько любимых игрушек сложить в одном месте.
  2. Находясь рядом с малышом, шёпотом попросить его принести мячик или куклу.
  3. Если задание выполнено, тогда нужно отойти немного дальше и снова шёпотом попросить другую игрушку.
  4. Когда ребёнок не слышит и не выполняет задание, голос следует повысить до обычного, а затем громко повторить просьбу.

По поведению малыша можно определить расстояние, с которого он слышит слова, произнесённые громко и тихо. Чтобы проверить слух у ребёнка в 4 года с помощью речи, можно воспользоваться следующим методом:

  1. Одно ухо закрывают турундой (марлевым или ватным шариком), чтобы проверить другое.
  2. Родитель отходит на 6—7 метров в сторону, чтобы малыш не мог его видеть.
  3. Шёпотом произносит понятное слово и просит ребёнка повторить.
  4. Если малыш не услышал, тогда нужно подойти на шаг ближе и снова произнести слово.
  5. Таким образом проверяют звуковосприятие обоих ушей, переставив турунду.

Лучше, если такая проверка будет проходить в игровой форме. Ребёнок должен воспринимать её как увлекательную игру. В этом случае он будет гораздо охотнее повторять слова и не станет капризничать. Для проверки громкой речи (высокочастотных звуков) расстояние увеличивают до 15 метров. Слова произносят громко и чётко. Малыш должен также чётко их повторить.

В норме восприятие обычной разговорной речи должно происходить с расстояния 5—6 метров. При этом все слова должны быть знакомы и понятны малышу. Таким же способом проверяют слух у детей школьного возраста.

Обследование у сурдолога

При обнаружении снижения слуха у ребёнка нужно немедленно обратиться к врачу. Этой проблемой занимается сурдолог. Первое обследование малыш проходит в роддоме — на четвёртый день после рождения. Сурдолог проверяет слух у детей двумя способами:

  1. Отоакустическая эмиссия. Специальный наружный зонд вводится в слуховой проход и регистрирует данные о реакции на звуки. Это пятиминутная процедура, не вызывающая дискомфорта.
  2. Реакция мозговых клеток на звук. Тест проводится с помощью электродов и наушников. Электроды прикрепляют к голове, а в наушники подаются различные звуки. Записывающее устройство фиксирует сигналы мозговых клеток в ответ на звуки разной интенсивности и тональности.

К сожалению, слабую степень тугоухости этими методами выявить нельзя, поэтому проверять слух необходимо ежегодно. Если в семье у кого-то есть проблемы со слухом, то такие проверки проводят 1—2 раза в полгода.

ниже позволяет легко узнать остроту слуха самостоятельно:

грамма в клинике

грамма — это график, который наглядно демонстрирует отклонения в восприятии звуков разных частот. Благодаря ему врач может распознать как вид заболевания, так и его степень. Обследование проходят с помощью аудиометра — специального электронного аппарата.

Через наушники подаются звуки разной громкости, интенсивности и частоты. Услышав их, малыш нажимает кнопку, а врач фиксирует результат на графике. При обнаружении проблем сурдолог назначает лечение или дополнительное обследование. В случае необходимости маленького пациента направляют на протезирование, подбирают слуховой аппарат.

Причинами для обращения в сурдологический центр могут служить любые отклонения в звуковосприятии. К ним относятся:

  • Отсутствие связной речи в возрасте от 1 до 2 лет;
  • Нарушения в формировании звуковых оборотов;
  • Игнорирование речи родителей;
  • Постоянное переспрашивание;
  • Отсутствие понимания обычной речи на расстоянии менее 7 метров;
  • Ситуации, при которых малыш обращает внимание на мимику говорящего больше, чем на его слова.

При любом из перечисленных признаков снижения слуха нужно обратиться к врачу. Родителям не стоит стесняться показывать специалисту здорового ребёнка. Лучше быть перестраховщиками, чем пропустить начало серьёзного заболевания.

Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/telo/proverit-slukh-doma/

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь

Где проверить слух ребенку

По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.

Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта.

Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена.

Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

  • Недоношенные и переношенные дети.
  • Низкая масса тела при рождении.
  • Внутричерепные родовые травмы.
  • Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
  • Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
  • Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
  • Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник:

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.
Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки.

Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.
Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • лог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы.

Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг.

Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Источник: https://mastersluh.ru/stati/o-sluxe/kak-ponyat-chto-u-rebenka-problemy-so-sluxom-i-kak-emu-pomoch/

Тональная пороговая аудиометрия слуха – где сделать аудиограмму в Москве, цена

Где проверить слух ребенку

Специализированный медицинский центр «Акустик» обеспечивает проведение комплексных диагностических мероприятий. Врачи центра проводят качественные исследования с помощью самых современных методов диагностики заболеваний звукопринимающего аппарата у взрослых и детей разного возраста.

Где проверить слух взрослому в Москве?

Специалисты центра «Акустик» проводят следующие виды диагностики:

На первичной консультации врач проводит осмотр ушей, выявляет патологию, определяет возможность слухопротезирования и уточняет показания и противопоказания к использованию определенных моделей/видов акустических устройств.

Исследование проводится с помощью разговорной и шепотной речи. Врачом с определенного расстояния произносятся числа, слова, словосочетания и целые фразы. Показатель остроты слуха – расстояние, на котором пациент отчетливо воспринимает речь. В некоторых случаях допустимо использование камертонов.

  • Тональная аудиометрия (аудиограмма слуха)

Профессиональный тест, целью которого является измерение остроты слуха и восприимчивости звукопринимающего аппарата пациента к звуковым колебаниям разной частоты. метрия, как наиболее точный метод исследования слуха, производится специальным прибором, аудиометром.

грамма слуха позволяет получить информацию о воздушной и костной проводимости звука. ее задача – установить порог слухового восприятия в речевом частотном диапазоне. При нормальном слухе на графике можно увидеть горизонтальные линии на уровне до 20 дБ громкости. Чем ниже на графике располагаются эти линии, тем слух хуже.

Пациент не может услышать звуки, которые находятся за порогом его слышимости. Но, благодаря полученным данным, специалист может правильно подобрать и грамотно настроить гаджет для коррекции слуха. Например, человек может иметь частотно-неравномерную потерю слуха, т.е. слышать по-разному на разных частотах. Тогда аппарат будет индивидуально приспособлен.

Для чего необходимо аудиологическое исследование?

грамма – важная процедура, обязательная для определения причин тугоухости и точного профессионального подбора аппарата.

Центр слухопротезирования «Акустик» оснащен самой современной медицинской аппаратурой от ведущих мировых производителей. К услугам пациентов высокий профессионализм, индивидуальный подход и колоссальный практический опыт врачей.

Все диагностические процедуры, включая аудиометрию, осуществляются максимально быстро, комфортно и в удобное для пациентов время. Чтобы не стоять в очереди, предусмотрена консультация у сурдолога по предварительной записи.

В центре можно проверить слух ребенку и взрослому.

Классификация степеней тугоухости

При выборе оптимальной модели протеза врач учитывает степень потери слуха у конкретного пациента.

При пороге слуха от 0 до 20 децибел можно говорить о нормальном слухе.

  • 1 степень (слабая). Человек воспринимает звуки мощностью 26-40 децибел и отчетливо слышит речь с шести метров.
  • 2 степень (средняя). Порог слышимости лежит в пределах 41-55 децибел, восприятие речи – с расстояния в три метра.
  • 3 степень (нейросенсорная тугоухость, средне-тяжелая). Восприятие звуков в диапазоне 56-70 децибел, речь слышна при приближении объекта на максимальное расстояние и при условии громкого, раздельного и четкого произношения слов.
  • 4 степень (глубокая). Тяжелая форма тугоухости при пороге слышимости 71-90 децибел, отсутствие способности восприятия даже громких звуков и невозможность участвовать в разговоре с собеседником.
  • 5 степень (глухота, 91+дБ). Сложности понимания речи даже с помощью мощных наушников.

Слабослышащим людям можно успешно помочь практически при любой тугоухости. Даже в случае ее тяжелой степени существует решение – правильный подбор и грамотная профессиональная настройка мощного цифрового аппарата. Компенсация потери слуха увеличивает возможности человека при социализации, помогает успешно продвинуться по карьерной лестнице, вести активную жизнь без малейших ограничений.

Проверка слуха в центре «Акустик»

Полная диагностика слуха (стоимость в прайсе) с анализом аудиограммы – необходимое условие для успешной выработки дальнейшей стратегии помощи пациентам. Проводить проверку слуха любому человеку следует каждый год. Только в этом случае можно вовремя заметить ухудшение состояния и своевременно принять меры по его стабилизации, проведя слухопротезирование.

Плохой слух неизбежно приводит к значительному снижению качества жизни человека, независимо от его возраста, рода занятий и пр. факторов.

Постоянное напряжение, затруднение в общении, невозможность продуктивно участвовать в общественной жизни, смотреть телевизор, слушать музыку, посещать кинотеатры и театры и т.д.

приводит к неврозам, депрессиям, скачкам давления, шуму в голове и ушам и другим проблемам. Кроме того, иметь плохой слух не безопасно, например, при переходе проезжей части улицы.

Нередко сниженный слух – это симптом какого-либо серьезного заболевания (ушей или общей патологии):

  • отита;
  • отосклероза;
  • артериальной гипертензии;
  • сахарного диабета;
  • сердечно-сосудистых проблем, включая атеросклероз.

Исследования, проведенные в условиях специализированного медицинского учреждения:

  1. дают полную картину состояния звукопроводящего и звукопринимающего аппарата пациента и его отклонения от нормы;
  2. определяют наличие тугоухости и ее степень;
  3. указывают на возможные причины, послужившие толчком для снижения слуха.

Нормальный слух диагностируется при пороге слухового восприятия в пределах до 20 децибел. Любое отклонение от этих показателей расценивается в медицинской практике как нарушение слуха и чаще всего требует покупки слухового аппарата. Не может быть речи о пользовании дешевыми усилителями звука.

Эти устройства только увеличивают мощность поступающих извне сигналов и не производят их цифровую обработку.

Они не имеют никаких возможностей для индивидуальной настройки, не улучшают слух и неизбежно вызывают его дальнейшее ухудшение, по причине грубого шумового воздействия на и так пострадавшие клетки слухового нерва.

Специалисты не рекомендуют покупать также слуховые аппараты без индивидуального подбора и профессиональной грамотной настройки. Такой прибор не адаптирован под индивидуальные требования к усилению, и также, как простые усилители, наносит непоправимый вред слуху и здоровью человека в целом.

Врач подбирает нужный гаджет для коррекции слуха, в зависимости от диагностированного типа патологии:

  • кондуктивной;
  • сенсоневральной;
  • смешанной тугоухости.

Коррекция слуха осуществляется квалифицированным врачом-сурдологом после получения результатов диагностики:

  • отоскопии;
  • экспресс-проверки слуха;
  • аудиометрии.

При подборе оптимального варианта слухопротезирования учитывается:

  1. степень тугоухости;
  2. индивидуальный порог восприятия звуков;
  3. возраст пациента;
  4. особенности его профессиональной и бытовой деятельности;
  5. наличие сопутствующих хронических патологий;
  6. личные пожелания;
  7. материальные возможности.

Врачи центра разрабатывают индивидуальную программу помощи пациенту, устанавливают адаптационный период (привыкание к аппарату), бесплатно консультируют по любому возникшему вопросу (весь период пользования гаджетом).

С целью сохранения необходимой каждому человеку слуховой функции следует своевременно обращаться в специализированный медицинский центр «Акустик».

Помочь пациентам с любой степенью тугоухости зачастую можно осуществить только с помощью слухопротезирования. На сегодняшний день не существует никаких действенных лекарств, а, тем более, народных методов, восстанавливающих слух. Не рискуйте своим здоровьем и не тратьте время даром!

Источник: https://akystik.ru/services/diagnostika-sluha/

Проверка слуха у детей и подростков, методы диагностики

Где проверить слух ребенку

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте.

Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги.

Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи.

Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова.

Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие – к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга. Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую.

Исследование проводят последовательно – от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха.

Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Источник: https://audionika.ru/info/metody-korrektsii-slukha/proverka-slukha-u-detey-metody-diagnostiki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.