Гимнастика при дизартрия у детей

Содержание

Комплекс упражнений при заболевании дизартрии у детей

Гимнастика при дизартрия у детей

Дизартрия – это распространенное среди детей дошкольного возраста поражение головного мозга, которое вызывает дисфункцию речевого аппарата с нарушением ЦНС, звукопроизношения, артикуляции, развития мелкой моторики.

Методы диагностики и лечения данного отклонения в современной медицине недостаточно развиты, основным направлением корректировки, является комплекс упражнений, который помогает улучшить состояние при дизартрии у детей.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: виды и польза

Артикуляционная гимнастика, направленная на борьбу с выраженной симптоматикой дизартрии, подразделяется на два вида:

  1. Пассивная гимнастика – такие упражнения при дизартрии применяются в случае, когда ребенок не может выполнять движения самостоятельно из-за потери силы в мышцах лица. Коррекция подразумевает, в основном, одностороннюю работу, когда педагог выполняет гимнастику, механически воздействуя на органы речи ребенка с помощью зонда, палочек, рук и шпателя. Такой вид занятий помогает улучшить тонус в мышцах языка, наладить их функционирование, и постепенно малыш начнет выполнять некоторые элементы гимнастики сам. Пассивные занятия включают в работу новые группы мышц, действие которых необходимо для воспроизведения звука.
  2. Активная гимнастика – с нее начинают при легкой форме отклонений или переходят на нее с пассивной формы при заметных улучшениях. Работа выстраивается путем подражания, то есть педагог показывает движения, а ребенок повторяет. В активной фазе упражнений используются различные предметы для удержания их во рту или между губ.

В случае, когда у ребенка отсутствует сила звука, он тихо и неразборчиво говорит, выполняются ые упражнения, которые при дизартрии тяжело даются.

Данное заболевание оказывает свое влияние не только на голос и произношение, оно затрагивает развитие ЦНС, мелкой моторики, что приводит к отставанию от своих сверстников.

После длительной и систематической коррекции многие дети способны продолжать обучение в обычных среднеобразовательных учреждениях.

Польза, которую способна дать артикуляционная гимнастика:

  • расслабление зажатых мышц лица, добавление тонуса в незадействованные ранее артикуляционные органы;
  • постановка силы голоса;
  • вырабатывание навыков использования артикуляционного аппарата для произношения;
  • укрепление мышц языка и лица;
  • приток крови к мышцам речевого аппарата;
  • постановка правильного произношения звука и слога.

Важно! Основной целью таких занятий является выраженная четкость звуков и произношения слов. Максимального эффекта можно достигнуть только при регулярном посещении логопеда и выполнении упражнений в домашних условиях.

Полезно выполнять гимнастику в виде игры, так ребенок больше увлекается процессом и меньше утомляется.

Цель и результаты тренировок

Правильная и систематическая гимнастика сможет показать быстрые результаты развития речи и постановки звука. Артикуляционные упражнения при дизартрии развивают у детей автоматизацию произношения звука, точность амплитуды сокращения мышц ротовой полости, скорость двигательной функции, умение переключаться от одного занятия к другому, определение силы мышечных сокращений.

Цели артикуляционной гимнастики:

  1. улучшение формирования фонем у ребенка;
  2. выработка правильных кинем (движений для образования звука речи) при произношении;
  3. отработка положения артикуляционных органов во время речи;
  4. выработка силы голоса.

Достигнуть хорошего произношения можно, лишь имея силу в голосе, умея ею управлять и выдавать порционно, по мере необходимости. Полноценный комплекс просодических упражнений при дизартрии включает в себя:

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

  • отработка каждого звука до автоматизации;
  • выработка правильного положения мышц языка, губ, щек во время разговора;
  • улучшение подвижности речевого аппарата.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики логопедом или в домашних условиях:

  1. занятия должны быть ежедневными; если в этот день ребенок не посещает педагога, то нужно провести комплекс упражнений с родителями дома;
  2. желательно не переутомлять малыша, чтобы исключить у него стойкое отрицание. Выполнять движения лучше несколько раз в день по 5 минут;
  3. обязательно соблюдение последовательности упражнений по нарастанию сложности;
  4. из всего курса выполняемых занятий в день добавлять можно только одно незнакомое ребенку движение;
  5. при выполнении гимнастики малыш должен сидеть, лучше, если напротив него будет и родитель, и зеркало – это поможет ускорению закрепления;
  6. начинать комплекс нужно с разминки мышц губ.

Как правило, дети с дизартрией имеют проблемы с дыханием во время речи, они стараются говорить как на выдохе, так и на вдохе. Корректировка дыхания тоже должна входить в комплекс упражнений.

Упражнения

Дети склонны к потере интереса, поэтому занятия лучше проводить в виде игры, вовлекая их в сказку. С той же целью материал для логопедической гимнастики должен постоянно обновляться. Каждое упражнение должно начинаться с объяснений взрослого о том, как правильно выполнять то или иное движение, используя тематику игры. Далее показывают пример, а малыш должен его повторить.

Важно! С психологической точки зрения категорически запрещено сопровождать занятия критикой, успехи (хоть и не такие быстрые, как хотелось бы) нужно всегда хвалить и мотивировать.

https://www.youtube.com/watch?v=s3LHcZ2M5nE

Пример разминки мышц неба и глотки:

  • покашливания с открытым ртом, рекомендуется высунуть язык;
  • медленное глотание воды минимально возможными движениями;
  • удерживание киселя во рту с имитацией движений полоскания;
  • зажать нос и надувать поочередно щеки, не используя вдох;
  • мычать и свистеть;
  • положить ребенку на затылок руку, как будто придерживая голову, преодолевая сопротивление, он должен отклонить голову назад. Не стоит давить слишком сильно;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д» звуками;
  • произносить многократно звук «Ы»;
  • надувать воздушный шарик.

Примеры пассивной гимнастики:

  1. растягивание руками губ в положение улыбки, на несколько секунд фиксируя мимику;
  2. сильное смыкание губ;
  3. механическое создание положений губ: в трубочку (собрать руками от уголков к середине), имитируя положение для произношения звуков «А», «У», «О», «Ы», «Э».

Статистические упражнения:

  • ребенок удерживает открытым рот, при этом должно быть видно и верхние, и нижние зубы;
  • вытягивание губ в трубочку;
  • положение языка с упором в небо, имитируя звук «Р»;
  • ребенок самостоятельно растягивает губы в улыбку, а взрослый, оказывая умеренное давление, пытается ему помешать, с двух сторон нажимая на улыбку.

В заключение

При дизартрии важно найти правильные упражнения (можно скачать на нашем сайте), распечатать комплекс и заниматься по нему с малышом каждый день. При этом должен наблюдаться хотя бы маленький прогресс. Если изменений нет, то упражнения выполняются неправильно.

При коррекции звукопроизношения профессиональными педагогами используется индивидуальный подход, на отработку каждого звука должно быть отведено большее количество времени.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/uprazhneniya-pri-dizartrii.html

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Гимнастика при дизартрия у детей

Дизартрия – это расстройство речи, при котором человеку становится сложно произносить некоторые слова, а также отдельные звуки. Пациент начинает говорить неразборчиво, в некоторых случаях он вовсе утрачивает данную способность.

При этом способность логически мыслить и понимать слова других сохраняется. Важно как можно раньше начать лечить заболевание, чтобы можно было улучшить самочувствие. В частности врачами рекомендована артикуляционная гимнастика при дизартрии.

С её помощью можно улучшить способность человека разговаривать и произносить проблемные звуки.

Причины

Следует понимать, что основная причина дизартрии – это поражение головного мозга, в результате которого органы, участвующие в процессе речи, отличаются малой подвижностью. То есть, плохо выполняют свою функцию ые связки, язык, губя и нёбо.

При этом существует немало провоцирующих факторов, которые могут привести к появлению заболевания. Именно по этой причине человеку важно выяснить, что в конкретной ситуации привело к появлению недуга.

Основные причины:

  • Вирусные болезни, перенесённые матерью при беременности. Они могут негативно сказаться на развитии плода.
  • Тяжёлые или слишком быстрые роды. Это тоже повышает вероятность столкнуться с дизартрией.
  • Сильный токсикоз на ранних сроках беременности.
  • Неправильное развитие плаценты и преждевременное её отслоение.
  • Сосудистая недостаточность. Эта причина может у взрослых спровоцировать нарушение речи.
  • Инсульт. Из-за него нередко повреждаются области головного мозга. Как итог, человек сталкивается с дизартрией.
  • Генетические или дегенеративные болезни нервной системы. К ним можно отнести, к примеру, болезнь Альцгеймера и Хантингтона. В этом случае нарушение речи будет не главной проблемой, которая потревожит человека.
  • Рассеянный склероз. Он может возникнуть в любом возрасте. Как итог, у человека могут возникнуть проблемы с выражением своих мыслей словами.
  • Бульбарный паралич астенического типа.

Воспалительный процесс головного мозга или новообразование. Это тоже негативно сказывается на функционировании органа, из-за чего человек начинает страдать от дизартрии.

К слову, даже травмы головы, лекарственная передозировка, отравление угарным газом способны привести к возникновению и развитию заболевания. Именно по этой причине человеку важно внимательно следить за своим здоровьем и предотвращать возникновение негативных факторов.

В большинстве случаев дизартрия наблюдается именно у детей, и в такой ситуации крайне важно вовремя её распознать и начать лечение. Тогда будет возможность значительно улучшить самочувствие, а также не допустить развития патологии.

Симптоматика

Расстройства речи важно сразу обнаружить и принять меры для улучшения самочувствия. Чтобы можно было своевременно распознать недуг, понадобится запомнить его основные симптомы. Их немало, при этом большая часть из них наблюдается именно у детей.

Признаки:

  • Проблемы с произношением звуков. Дети их искажают и коверкают. Поначалу их речь могут понимать только родители, при этом по мере развития заболевания даже мама и папа могут утратить подобную способность.
  • Трудности при освоении письменной речи. Если ранее ребёнок не осваивал данный навык, тогда с этим нередко появляются проблемы.
  • Ребёнку тяжело жевать и проглатывать пищу. Это связано с тем, что наблюдается слабость лицевых мышц.
  • Ухудшение функции голосообразования. Может измениться интонация, ритм и темп речи. При этом подобное способно произойти как внезапно, так и постепенно. Например, ребёнок может начать тихо разговаривать.
  • Недоразвитость крупной и мелкой моторики. Ребёнок может тяжело прыгать на одной ноге, вырезать фигуры из бумаги, шнуровать обувь и застёгивать пуговицы.

Симптомы могут отличаться в зависимости от того, какая форма заболевания имеется у человека. Именно по этой причине признаки могут меняться, но наличие хотя бы одного из них говорит о том, что у человека имеются значительные проблемы с речью. Следовательно, нужно будет обратиться к врачу, чтобы пройти диагностику и начать лечение.

Помимо стандартных методов терапии, ребёнку рекомендована артикуляционнаягимнастика. С её помощью удастся значительно улучшить произношение звуков, если регулярно выполнять упражнения.

Разновидности гимнастики

Логопедические упражнения при дизартрии бывают разных видов, и оба из них борются с симптомами заболевания. Следует рассмотреть, какие именно варианты гимнастики существуют.

Виды:

  • Пассивная. Подобные упражнения при дизартрии используются в той ситуации, Если из-за утраты мышечной силы несовершеннолетний не может самостоятельно выполнять движения. Коррекция подразумевает одностороннюю работу, когда специалист будет механически воздействовать на органы речи малыша, к примеру, при помощи палочек, зонда или рук. Это позволяет сделать лучше мышечный тонус, а также нормализовать их функционирование. Как итог, ребёнок постепенно сможет самостоятельно выполнять гимнастику.
  • Активная. Она рекомендована, если у ребёнка лёгкая форма отклонения. Также на неё могут перейти при заметных улучшениях после пассивной гимнастики. Ребёнку придётся повторять движения за специалистом, чтобы улучшить функцию речевого аппарата. При этом часто применяются специальные предметы, которые понадобится удерживать во рту.

При регулярном выполнении гимнастических упражнений удастся добиться расслабления зажатых лицевых мышц, поставить силу голоса, укрепить мышцы лица, а также усилить кровоток к органам речи. Помимо этого, специалист сможет поставить ребёнку верное произношение слогов и звуков. Именно по этой причине гимнастика рекомендована для детей, у которых была диагностирована дизартрия.

Варианты упражнений

Логопедическая гимнастика должна выполняться регулярно, даже в домашних условиях. В этой ситуации можно будет добиться действительно впечатляющих результатов. Следует запомнить полезные упражнения, которые улучшат состояние пациента.

Различные упражнения:

  • Нужно растягивать губы руками так, чтобы они приняли положение улыбки. При этом их следует зафиксировать на несколько секунд. Также понадобится сильно смыкать губы и воссоздавать положение, которое необходимо для произношения конкретных звуков, таких как «О», «У», «Э» и другие.
  • Следует выполнять покашливание с открытым ртом, при этом во время него необходимо высунуть язык. Также необходимо медленно проглатывать воду, а также удерживать её во рту и имитировать процесс полоскания. Следует постараться чётко и медленно произносить различные звуки, например, «К», «Г», «Т» и «Д». Это хорошие упражнения для разминки глотки и нёба.
  • Ребёнку будет полезно самостоятельно вытягивать губы в трубочку, а также удерживать открытым рот, чтобы были видны зубы. Помимо этого, малыш должен самостоятельно постараться растянуть губы в улыбку, при этом специалист будет минимально его в этом поддерживать. Это удачные статистические упражнения, которые позволят улучшить речь.

Дизартрия бывает разных видов: псевдобульбарная, смешанна, корковая и др. При всех видах заболевания полезно делать логопедический массаж и упражнения.

https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

Точную схему гимнастики необходимо разрабатывать, основываясь на индивидуальные особенности ребёнка. В этом случае удастся добиться наилучшего результата, если регулярно выполнять упражнения. Безусловно, это не единственный метод терапии, который потребуется использовать. Только комплексная схема лечения позволит добиться максимально положительного результата.

Источник: https://nevrology.net/metody-lecheniya/gimnastika-i-uprazhneniya/artikulyatsionnaya-pri-dizartrii.html

Артикуляционная гимнастика у людей дизартрией

Гимнастика при дизартрия у детей

Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

Характерные признаки заболевания

Патология сопровождается расстройствами движений артикуляционного аппарата: увеличением тонуса мышц, спазмом губ и неподвижностью языка. Нарушение произношения звуков проявляется их пропусками или заменой, речевая активность снижается.

Дизартрики искажают речевое дыхание: оно становится прерывистым и учащенным. Меняется тембр голоса, интонация, появляется монотонность и неразборчивость. Вместе с тем, при наличии сопутствующих поражений нервной системы у больных пропадает интерес к познанию окружающего мира.

Взрослые больные ограничивают контакты с социумом, замыкаясь в себе.

Классификация дизартрии основана на локализации поражения участка головного мозга.

Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, гиперкинетическую, паркинсоническую, экстрапирамидную, стертую, холодовую формы заболевания.

Для каждой из них характерны свои симптомы (нарушение глотания, тихая речь, перестановка слогов, гнусавость и монотонность). Соответственно, курс терапии и прогноз для состояния больного в каждом случае разный.

Лучше всего поддаются коррекции холодовая и стертая формы дизартрии, хотя их диагностика нередко затруднена. После прохождения курса лечения (от года) дети могут обучаться в общеобразовательной школе со своими сверстниками.

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия вызывает необратимые изменения, которые могут остаться на всю жизнь. Также прогноз течения болезни зависит от искомых причин, ее вызвавших. При органическом поражении центральной нервной системы подвижность мышц не сильно ограничена.

Если причины связаны с периодом беременности или новорожденности, проявления дефекта более ярко выражены и требуют длительной терапии.

Функции упражнений для речевого аппарата при отклонениях от нормы:

  • разработка правильных движений для постановки звуков;
  • формирование фонем;
  • регулирование положения языка, губ при разговоре;
  • нормализация актов вдоха и выдоха;
  • усиление тембра голоса.

Занятия безопасны и могут проводиться при любом нарушении речи вне зависимости от причины патологии.

Классификация упражнений

Для каждой формы заболевания комплекс составляется индивидуально. Его подбирает логопед, основываясь на клинических проявлениях патологии, характере повреждений, возрасте пациента.

К каждому из видов гимнастики есть показания и рекомендации:

  • Пассивная гимнастика – применяется при ограничении подвижности в мышцах. Занятие выполняется в одностороннем порядке педагогом. Он воздействует на органы речи с помощью специальных приспособлений (логопедический зонд, палочки, шпатель). После улучшения тонуса языка пациент сможет самостоятельно выполнять некоторые задания. По мере включения различных двигательных мышц переходят к другой форме терапии, чтобы развивать остальные навыки.
  • Показаниями к активной форме гимнастики являются положительная динамика от выполнения предыдущих упражнений и небольшая степень нарушений. Занятие построено таким образом: педагог показывает, а ребенок повторяет. Для тренировки мышц ему предлагают удерживать между губами различные предметы.

Преимущество такого способа терапии в комплексном воздействии на организм. Гимнастика эффективна при тихой и невнятной речи, с ее помощью развивают мелкую моторику. При длительном и систематическом проведении сеансов дети смогут продолжать учиться в среднеобразовательном учреждении.

https://www.youtube.com/watch?v=hSpJ5rWfb9A

Эффективность артикуляционной терапии заключается в устранении спазма мышц, усилении тонуса, постановке силы голоса, улучшении кровоснабжения в органах речевого аппарата, коррекции произношения звуков, восстановлении мускулатуры языка и лица. В первую очередь логопед работает над повышением четкости звуков и улучшением произношения слов. При систематическом проведении сеансов отмечается комплексное улучшение состояния больного.

Упражнения при дизартрии у детей выполняются в игровой форме, чтобы добиться максимальной сосредоточенности малыша. К тому же, так он меньше устает.

Как результат, правильное произношение становится автоматическим, увеличивается скорость и амплитуда движений мышц рта. Ребенок быстрее переключается от одного вида деятельности к другому.

Правила проведения упражнений

Для достижения стойкого положительного эффекта посещать занятия и заниматься на дому нужно ежедневно. Время одного сеанса не должно превышать 5 минут, чтобы ребенок не потерял бдительность и интерес. По мере достижения прогресса сложность занятий должна быть увеличена, это тренирует мускулатуру органов. Нельзя добавлять одновременно несколько новых упражнений, только одно движение.

Во время гимнастики напротив малыша должен сидеть педагог, выполнение элементов перед зеркалом ускорит процесс запоминания. В начале процедуры обязательна разминка губ. Так как дизартрики разговаривают порциями, на вдохе или выдохе, отдельное внимание уделяют дыхательным упражнениям.

Если у малыша не получается, необходимо запастись терпением. Нельзя его критиковать, а вот хвалить, напротив, нужно даже за маленькие достижения. Как поощрить ребенка? В той же игровой форме можно показать ему, что его язык уже стал широким, например.

Правильное произношение звуков происходит в результате выполнения сложного двигательного комплекса. Артикуляция формируется с помощью языка, губ, мягкого неба. В этом задействованы жевательные, глотательные и мимические мышцы. Логопедическая гимнастика составлена из упражнений для органов и мышц лица, ротовой полости.

Упражнения проводят 3-4 раза в день от 3 до 5 минут длительностью. За один раз не стоит обучать ребенка более, чем двум заданиям.

Примеры разминки:

  • имитация кашля с высунутым языком;
  • сделать несколько глотков жидкости небольшими движениями;
  • при зажатом носе надувать щеки по одной;
  • свист и мычание;
  • задание на сопротивление – давить ребенку на затылок, он должен наклонять голову в противоположную сторону;
  • повторять гласный звук «Ы»;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д»;

Интересно! Если у ребенка не получается выполнить какое-то задание, например, поставить язык, чтобы облизать губу, можно намазать ее любимым лакомством.

Пассивная гимнастика заключается в растягивании губ, как при улыбке, и фиксации мимики. Можно смыкать и собирать их в трубочку. У этих упражнений смешные и сказочные названия. Например, «Лягушка» − ребенок широко растягивает рот в улыбке, обнажая зубы. «Слон» (губы вытягивают, как бы произнося звук «У»):

Подражаю я слону: губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Подача задачи в форме стиха облегчает ее восприятие ребенком. Эти два упражнения можно чередовать. «Качели» − открыть рот и поместить язык по очереди за верхние и нижние зубы. При этом подбородок остается неподвижным.

«Часики» − дотянуться кончиком зыка до противоположных углов рта. «Лопаточка» − расслабить язык и на 5-10 секунд положить его на нижнюю губу. Выполняя задание «Иголочка», нужно высовывать максимально наружу острый язык.

Каждое из заданий предназначено для коррекции определенной группы звуков: гласных, шипящих, «р-р».

Во время статических упражнений ребенка просят сидеть с широко открытым ртом, подпирать языком верхнее небо, делать задания на сопротивления мышц. При коррекции артикуляции пациент должен находиться в удобной позе, тело расслаблено. Обязательно проводят дыхательную гимнастику для нормализации темпа речи.

Движения должны быть симметричными на левой и правой стороне лица.

Первостепенной задачей является устранение напряженности движений органов артикуляции. В дальнейшем педагоги стремятся к автоматизму и координации движений.

Параллельно с этими упражнениями снижают напряжение органов ротовой полости. Перед зеркалом с этой целью показывают ребенку различие между мягким и твердым языком. В спокойном состоянии он широкий, в напряженном − узкий и острый.

Чтобы активизировать ые связки, больному дают пощупать гортань при произношении фраз. Он должен почувствовать вибрацию, как резонирует грудная клетка. Полезными будут уроки пения, в процессе которых выравнивается дыхание и нормализуется сила звучания голоса.

Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии подбирается в индивидуальном порядке для каждого больного врачом-неврологом и логопедом. Для получения положительного результата лечение должно быть комплексным.

Большое влияние на состояние пациента оказывает ближайшее окружение, неравнодушие родителей и близких.

Длительность курса может быть разной, но даже при отсутствии выраженной динамики необходимо поддерживать ребенка, оказывая ему психологическую помощь.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika-u-lyudej-dizartriej/

Дизартрия у ребенка — полный список действий

Гимнастика при дизартрия у детей

Ваш сын или дочь плохо разговаривают. Врач говорит вам, что у ребёнка дизартрия. Стоит ли всегда безоговорочно доверять докторам и их диагнозам. И может ли родитель самостоятельно выявить у ребёнка, такое сложное речевое нарушение, как дизартрия. Давайте подробно разберём эти и другие вопросы в данной статье.

А тот ли диагноз?

Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.

Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.

Нельзя ставить диагнозы за две минуты. Какой бы ни был высококвалифицированный врач.

Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.

Подвижность речевых органов

При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.

При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.

Причинами возникновения дизартрии могут быть:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды;
  • длительный безводный период;
  • механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж.

В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

https://www.youtube.com/watch?v=TfVdZRnYbzk

Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
  • Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Что делать родителям, если у ребёнка дизартрия

В зависимости от степени тяжести дизартрии, можно предпринять следующие действия:

Дизартрия средней степени тяжести.

  1. Показать ребёнка неврологу и логопеду, владеющему техникой логопедического массажа.
  2. Если водить к логопеду возможности нет, самостоятельно дома делать элементы логопедического массажа и комплекс артикуляционной гимнастики.
  3. Формировать правильное речевое дыхание с помощью специальных игр и упражнений.
  4. Развивать мелкую моторику. Это могут быть пазлы, лепка из пластилина, конструкторы LEGO, другие игры и занятия. Также, для развития мелкой моторики, применяют нетрадиционные методы воздействия, такие как Су-Джок терапия. Подробнее об этом, вы можете узнать, прочитав мою статью: «Секреты Су-Джок терапии для развития речи детей».
  5. Займитесь общим укреплением организма малыша.

Лечебная гимнастика, закаливание и другие мероприятия для укрепления здоровья.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Дизартрия лёгкой степени тяжести.

  1. Показать ребёнка врачу неврологу.
  2. Записать на занятия к логопеду.
  3. Если возможности нет, посещать логопедические занятия, то самостоятельно дома с ребёнком делать артикуляционную гимнастику.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Работать над развитием правильного речевого дыхания.

Логопедический массаж

В логопедической практике используют несколько видов массажа:

  • Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
  • Точечный;
  • Зондовый;
  • Аппаратный;
  • Самомассаж.

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус понижен, тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус повышен, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи.

Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.

В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и ую гимнастику.

Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания».

Работа над звукопроизношением при дизартрии

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука.

Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений.

Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Заключение

От родителей ребёнка, у которого поставлен диагноз дизартрия, требуется большая самоотдача.

Ранняя диагностика, длительная логопедическая работа, медицинское наблюдение и лечение, вот далеко не полный список мероприятий, проводимых при дизартрии. Родители, которые в полной мере участвуют в этой работе, помогают своим детям справиться с данной проблемой в разы быстрее и эффективнее.

Источник: https://algebrazhizni.ru/dizartriya-u-rebenka/

Упражнения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Гимнастика при дизартрия у детей

Дизартрия — это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие нарушений работы нервной системы. При этом страдает иннервация органов речи, из-за чего ухудшается подвижность языка и губ.

Речь становится невнятной, нарушается ритмичность вдоха и выдоха, что приводит к неправильной интонации и паузам между слогами. Нередко бывает повышенное слюноотделение, гнусавость, отсутствие мимики.

В работе над устранением дизартрии нужен комплексный подход: лечение у невролога, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. Нужно постараться выявить и пролечить основное заболевание, которое и привело к нарушению речи.

Формы заболевания

Форма дизартрии зависит от места и степени поражения нервной системы. Основные виды:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная;
  • смешанная.

Легче всего поддаётся лечению стёртая форма. Встречается она чаще других, но её сложно диагностировать. Иногда специалисты путают стёртую форму дизартрии с дислалией — нарушением дикции при нормальной иннервации речевого аппарата. Между тем, стёртая форма требует таких же слаженных действий всех специалистов, как и другие виды дизартрии.

Подготовка к занятиям

Прежде, чем приступить к работе над артикуляцией, нужно пройти первичный приём логопеда. После работы с ребёнком логопед пишет сопроводительную записку неврологу, в которой описывает тонус всей лицевой мускулатуры, звукопроизношение, мимику, положение языка при полуоткрытом рте и т.д.

Невролог на основании этой записки и собственного осмотра ребёнка может назначить медицинские препараты из следующих групп:

  • препараты, улучшающие метаболизм;
  • средства для улучшения мозгового кровообращения;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • препараты против судорог;
  • мочегонные средства, к ним в дополнение — калий;
  • нейролептики;
  • рассасывающие препараты.

Также применяется физиолечение — электрофорез, термоаппликации.

Кроме медикаментозного лечения, необходимо обеспечить ребёнку хороший режим, переключение между разными видами деятельности, физкультминутки, занятия лфк.

Также ребёнку будут очень полезны различные упражнения на развитие моторики, занятия на улучшение внимания и памяти, расширение словарного запаса. Очень важно работать над дыханием, учить малыша правильному порядку вдоха и выдоха при разговоре.

Пассивные упражнения

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей проводится после массажа. Со стороны ребёнка никаких действий не требуется: все манипуляции проводит логопед. В процессе пассивной гимнастики развиваются функции мышц, ранее не участвовавших в работе.

Движения мышечных групп, ранее задействованных в процессе говорения, совершенствуются и доводятся до автоматизма. Под воздействием пассивных упражнений формируются новые схемы движений речевых органов.

Всё это способствует развитию произвольных движений речевой мускулатуры, и, в конечном итоге, большей чёткости речи.

Упражнения для языка:

  1. Язык выводится из ротовой полости, затем возвращается в неё.
  2. Язык поднимается и отводится назад.
  3. Язык тянется вниз, к подбородку.
  4. Язык тянется вверх, к носу.
  5. Язык вытягивается и отводится то вправо, то влево.
  6. Язык опускается на дно ротовой полости.
  7. Кончик языка касается нёба.
  8. Небольшие покачивания языка вправо-влево.

 Упражнения для губ:

  1. Кончиками пальцев слегка сдавливается верхняя губа.
  2. Точно так же сдавливается нижняя.
  3. Губы собираются в трубочку.
  4. Губы растягиваются пальцами, поставленными в уголки рта.
  5. Верхняя губа поднимается к носу.
  6. Нижняя губа опускается к подбородку.
  7. Губы полностью смыкаются.
  8. Уголки рта ставятся пальцами в положение для произнесения каждого гласного звука.

При проведении пассивной гимнастики инструктор называет ребёнку каждое действие, например: «Сейчас твои губы вытягиваются в трубочку». Ребёнок наблюдает за процессом, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

https://www.youtube.com/watch?v=g0O7hUa6t3w

После пассивной гимнастики рекомендуется немного позаниматься активно-пассивными упражнениями, чтобы переход к активной части произошёл постепенно.

Активные упражнения

Сначала выполняется разминка. Ребёнок смотрит, как упражнение выполняет взрослый, и повторяет перед зеркалом.

  1. Гримаса удивления. Нужно вытаращить глаза и сильно поднять брови. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, можно помочь ему, немного потянув кожу лба вверх пальцами.
  2. Быстрое частое моргание.
  3. Надувание щёк. Сначала надуваем одну, потом вторую, затем сразу обе.
  4. Поочерёдное надувание губ. Дуем то под верхнюю, то под нижнюю губу.

После разминки приступаем непосредственно к тренировке мышц ротовой полости.

  1. Язык вытягиваем вперёд, стараемся сделать его мягким и распластанным.
  2. Сворачиваем язык трубочкой.
  3. Кончиком языка облизываем контур губ.
  4. Тянемся кончиком языка к носу, затем к подбородку.
  5. Цокаем языком.
  6. Улыбаемся так, чтобы было видно как можно больше зубов.
  7. Собираем губы в «дудочку».
  8. Чередуем «дудочку» и широкую улыбку из предыдущих двух упражнений.
  9. Двигаем нижнюю челюсть вперёд-назад, влево-вправо.

Кроме занятий непосредственно с логопедом, можно включать несложные упражнения в повседневную жизнь малыша.

  1. Вылизывание тарелки. Ребёнок не помогает себе руками.
  2. Кусочек леденца, положенный между щекой и зубами, стимулирует движения языка в стороны.
  3. Смазывание нижней губы вареньем тренирует движение языка к губам.
  4. Полезно жевание твёрдых овощей, порезанных соломкой, и хлебных корок.

Предосторожности

При стоматите, герпесе, инфекционных заболеваниях нужно сделать перерыв в занятиях до выздоровления.

Заниматься можно со второго года жизни, то есть с момента, когда малыш начнет говорить предложениями и можно видеть, нужно ли ему начинать заниматься лечебной гимнастикой или нет. Иногда гимнастические упражнения для развития речи нужно делать в любом случае, например, если у ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).

У малышей до 3 лет длительность логопедического массажа не должна превышать 10 минут, от 3 до 7 лет — 15 минут. С детьми старше 7 лет можно заниматься 25 минут.

Цели и результаты занятий

Артикуляционная гимнастика не только развивает правильность речи и способствует постановке звуков, но имеет ряд других благоприятных эффектов:

  • расслабляет мышцы, участвующие в звукообразовании, снимает с них гипертонус;
  • развивает скорость и силу мышечных сокращений;
  • учит переключаться с одного упражнения на другое;
  • помогает ребёнку научиться выполнять сложные движения.

Насколько быстро появится эффект от артикуляционной гимнастики, зависит от тяжести заболевания, которое привело к дизартрии. При регулярном выполнении упражнений и соблюдении всех рекомендаций врачей вы достигнете результата в виде чёткой понятной речи.

Источник: https://gimnastikasport.ru/detskaya/artikuljasionnaja/pri-dizartrii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.