Как определить слух

Пройдите тест и узнайте, есть ли у вас музыкальный слух

Как определить слух

Преподаватели музыки, вынося вердикт «медведь на ухо наступил», ставят крест на певческой и музыкальной карьере многих людей. Но действительно ли музыкальный слух — удел избранных, или нам чего-то не договаривают? Узнайте ответ здесь, а заодно пройдите тест на наличие музыкальных данных.

Отсутствие музыкального слуха — миф или реальность?

Ученые провели эксперимент по изучению наличия музыкального слуха у собак. Играя на фортепиано одну из нот, они давали псу есть. Через время у собаки выработался рефлекс, и, заслышав нужный звук, она бежала к миске с едой. На другие ноты животное не реагировало. Но если даже у четвероногих братьев наших меньших есть музыкальный слух, то почему в мире так много людей, у которых его нет?

Отсутствие музыкального слуха — миф, в который нас заставили поверить. Ученые утверждают: способность слышать ноты и воспроизводить их есть у каждого, просто не у всех она развита одинаково хорошо. Поэтому музыкальный слух и бывает:

  • абсолютным — такой человек способен определять высоту нот без сравнения с эталоном. Такие уникумы рождаются один на десять тысяч. Обычно этим даром обладают скрипачи и пародисты, имитирующие звуки;
  • внутренним — позволяющим, глядя на ноты, правильно воспроизвести их голосом. Этому учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях;
  • относительным — наделяющим своего хозяина способностью точно определять интервалы между звуками и их длительность. Обычно это свойственно трубачам.

Чувство ритма тоже является частью музыкального слуха. Лучше всего оно развито у барабанщиков.

Чтобы определить уровень развития музыкального слуха, обычно обращаются к специалисту. Он предлагает выполнить несколько заданий:

  • повторить мелодию. На инструменте проигрывается музыкальная фраза, которую испытуемый должен воспроизвести голосом, отбивая такт хлопками;
  • отстучать ритм. С помощью карандаша задается ритмический рисунок, который нужно повторить. Таких заданий придется выполнить несколько, и каждый раз ритм будет усложняться;
  • воспроизвести интонирование. Проверяющий напевает мелодию, а тот, которого проверяют, должен ее повторить, сохранив все интонации исполнителя.

Вам могут предложить еще одно задание: угадать ноту. Стоя спиной к музыкальному инструменту, вы должны назвать, какой звук октавы сыграл педагог.

Сразу скажем: такой способ определения уровня музыкальных способностей наиболее точный. Хотя в домашних условиях вы тоже можете попытаться проверить, есть у вас развитый музыкальный слух или нет.

В этом вам поможет сайт «Все для детей», где в разделе «Музыкальные тесты» вы найдете далеко не детское задание, выполнив которое, получите объективную оценку своих музыкальных данных, а также узнайте, как быстро выучить ноты на гитаре, оказывается, это совсем не сложно.

Музыка — универсальный язык человечества. Генри Уодсуорт Лонгфелло

Проверить свои способности в распознавании музыкального звучания можно и с помощью заданий, которые предлагаются в этом видео:

Статья в тему: «Как научиться играть на гитаре самостоятельно?»

Способы развить музыкальный слух

Почему одни люди рождаются с абсолютным слухом, а у других он далек от совершенства? В этом виноват наш мозг. За развитие музыкального слуха отвечает небольшой отдел правого полушария. Там находится белое вещество, которое контролирует передачу информации, в том числе и звуковой.

От количества этого вещества во многом зависит способность правильно воспроизводить ноты. Увеличить его объем невозможно, но вот ускорить протекающие там процессы вполне реально. Для этого существуют упражнения по развитию музыкального слуха. Мы приведем самые действенные из них.

Гаммы

Проиграйте на инструменте все семь нот по порядку и напойте их. Затем проделайте то же самое без инструмента. Когда результат вас удовлетворит, порядок нот следует поменять на обратный. Упражнение скучное и однообразное, зато эффективное.

Интервалы

Играя на инструменте две ноты (до-ре, до-ми, до-фа и т. д.), пытайтесь потом повторить их голосом. Потом проделайте то же упражнение, но уже двигаясь с «верха» октавы. А затем попробуйте проделать то же самое, но уже без пианино.

Эхо

Такое упражнение используют воспитатели детского сада, но оно отлично подходит и взрослым. Воспроизведите с помощью любого проигрывателя (подойдет и телефонный плеер) несколько музыкальных фраз из любой песни, а затем повторите их сами. Не получилось? Сделайте несколько попыток, пока результат вас не удовлетворит. После чего приступайте к следующему песенному отрезку.

Танцы

Включайте любую музыку и танцуйте — так вы развиваете ритмический музыкальный слух. Этому неплохо способствует и чтение стихов под музыку.

Подбор мелодии

Пытайтесь подобрать знакомую мелодию на инструменте. Получится не сразу, но когда выйдет, вы, во-первых, поверите с свои силы, во-вторых, совершите большой прорыв в обучении.

Источник: http://megapoisk.com/muzykalnyj-sluh-kak-proverit-nalichie

Что такое абсолютный слух

Как определить слух

Абсолютный слух – тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».

Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это:
— очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха – это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет – всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!

Дело в том, что «абсолютный слух» – это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.

У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой:
— «АС – это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)

То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.

Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели – объективно – не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.

Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе – тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».

Поэтому появляются – внимание! – появляются МИФЫ:

МИФ #1

Абсолютный слух – это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух – я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре – я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО – абсолютный слух!!!!

Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух – это…

МИФ #2

Абсолютный слух – это врождённое!!!Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы – вот тогда бы я развернулся!!! Всем Киркоровым бы фору дал.Насчёт «врождённого».

Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?

Увы, нет. Музыка в целом, и гаммы как её часть – это часть нашей культуры. Музыкальные строи, лады, гаммы, теория и т.п. – появились в результате развития человеческой культуры. Они не были такими «от природы».

И абсолютный слух – как способность интерпретировать эту часть культуры (называть звук определённой частоты определённым сочетанием букв: «до», «ре», «ми» и т.д.) – врождённым быть не может.Музыка – как письменность – это часть культуры.

Врождённый абсолютный слух – это как врождённая грамотность. Это всё равно как если бы ребёнок с рождения, ничему не учась, умел читать книги и газеты. Или с рождения знал бы все сказки «1000 и 1 ночи» наизусть, и рассказывал бы вам их перед сном.

Ну или бы родился одетым, например, в рубашке.

Много вы знаете таких детей?

Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например. То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) – врождённым быть не может по определению.
Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.

Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит – запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей – не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания.

Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете – не начнёт.

Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.

Вот смотрите, откуда всё взялось:Что такое звук?

Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)

То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:

И так далее по шкале. Высокие звуки – выше частота, низкие – ниже. На октаву выше – частота в 2 раза выше.

Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).Как видите, деление это условно.

Так же, как единицы длины, веса и т.п.

У нас сантиметры – а у них дюймы! У нас килограммы – у них фунты. Шкалы разные.

В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками – полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше – у индийцев, персов и т.д.

Точка отсчета – Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.

«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона.

Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц.

… В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)

Так вот и представьте.Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.

Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез – ля-диез – соль-диез.

Потому что все шкалы звуков – условны, а не абсолютны. И названия звуков – условны.

Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми – принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.

Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.

Так что же есть, раз чуда нет?

Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.

Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками – полутон.

Почему бы и нет, это опять же – как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.

Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно – я не вижу, скажу честно.

Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?

Они от природы:А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.

Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.

Вот и всё.

Что делает курс развития абсолютного слуха?

С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.).И мелодии будете слышать как последовательности нот.Для этого надо повысить вашу чувствительность к звукам, научить вас чувствовать тонкие различия между звуками.

Именно поэтому, занятия по такому курсу улучшают ваш музыкальный слух в целом. Вы учитесь чувствовать и различать. Если занимаетесь некоторое время и стабильно – можете дойти до абсолютного слуха (то есть, различать все ноты).

Есть люди, которые этого результата уже достигли, работая по моему курсу.

«Чуда» здесь никакого нет, и изначально не предполагалось. Есть только работа и полученный навык.

Частые вопросы по АС

Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.

Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников – не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.

Слух – явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.

Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день – и навряд ли вас фальшь сильно тревожит.

Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются – мир не перевернется.

«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.

) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».

(Большая Советская Энциклопедия)

Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил.Неудивительно. Даже и не надейтесь. Изучайте механизмы работы памяти – зубрёжка практически не работает ни в каких областях.

Вспомните ту же школу – как быстро вы забывали вызубренное в ночь перед экзаменом?Дело ещё в том, мы привыкли запоминать информацию визуально, зрением. А здесь стоит задача запомнить звук. Задача нетривиальная, для её решения найдены специальные методы, гораздо более эффективные, чем тупая зубрёжка.

Впрочем, если вам хочется – можете «подолбить», поработать дятлом. Ожидайте эффекта примерно через 3000 повторений 🙂

Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать, понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать свою музыку!
Надо разобраться с задачей и определить, какой вид слуха вам нужен.

«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» – не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» – это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».

А слух бывает:— абсолютный (слышите мелодию нотами)— относительный (определяете расстояния между звуками)

— гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд – это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).

Если вы хотите с ходу подбирать мелодию – вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же – относительным слухом.

Если вы хотите подбирать аккорды – вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т.д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.

Если вы собираетесь писать музыку – вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух – то сразу нотами.

Если относительный – то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.

Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух – то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента.

А потом только зафиксировать на бумаге.

Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2 составляющих: голос и слух.Имея слух, вы определите, чисто поёте или нет. Но это не значит, что, если вы услышите свою лажу, вы тут же начнёте петь чисто.Чаще бывает так: вы хотите спеть, и знаете, как надо спеть, но… не получается. Голос не слушается.

Вывод: нужна работа с голосом. Голос надо приучить слушаться вас. Чуть выше захотели спеть – спели и попали. Чуть ниже – тоже спели и попали. В отдельную ноту чисто попасть. Потом от одной ноты к другой. И всё получится.

По голосу существует специальный курс, он называется «Учимся петь чисто».

Это тоже плод долгих разработок и тестирований (чуть меньше года).

То есть, сначала вам надо определить, чего же вы хотите,
Понять, какой конкретно вид(ы) слуха вам для этого нужен, и нужна ли музтеория. И начать изучать то, что требуется для достижения цели. И практиковаться, конечно – голая теория ничего не стоит.

Если решается несколько задач – нужно несколько навыков. Они работают вместе.

Всё.

А чуда, скажу вам по секрету – не бывает. Чтобы получить какой-то навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы любите музыку – для вас это не работа, а удовольствие. Заодно отличный тест – нужна ли вам вся эта музыка, на самом деле 🙂
Удачи и трудолюбия вам.

Источник: https://razvitiesluha.ru/blog/sluh/

Музыкальный слух

Как определить слух

Музыкальный слух — совокупность способностей человека полноценно воспринимать музыку по ее высоте, длительности, силе, тембровым окраскам. Обладатель такого слуха всесторонне оценивает как отдельные звуки, так и целостные мелодии.

Приравнивать музыкальный слух к одаренности или врожденной особенности в корне неверно. Существует программа для развития музыкального слуха, начинать которую рекомендуют в детском возрасте.

Сначала стоит проверить музыкальный слух, воспользовавшись услугами профессионального педагога.

Если малыш при пении не попадает в ноты, это не говорит об отсутствии слуха. Не все маленькие дети умеют правильно управлять ыми связками. Даже если результат проверки показал слабое восприятие звуков, музыкальный слух у ребенка можно развить.

Тренировки слуха эффективны в любом возрасте. Они способствуют развитию мыслительных процессов. Человек с развитым звуковым восприятием обладает быстрой обучаемостью, высокой скоростью обработки информации, хорошей памятью, аналитическими способностями. Часто данное умение врожденное, передается на генном уровне от родителей к детям.

Виды

Наличие или отсутствие слуха — неверные понятия. Совокупность видов музыкального слуха определяют способность к этому сложному навыку.

  • Абсолютный музыкальный слух является врожденной особенностью. Встречается крайне редко (1: 1000). Обладатели такого дара чрезмерно чувствительны к любой фальши в мелодии. Они способны распознавать тональность, не опираясь на ассоциации с вспомогательными звуками. Восприятие нот основано на памяти. Когда такие люди слышат мелодию, они могут без труда подобрать ее на инструменте. Тренировка музыкального слуха не поможет добиться такого результата. Для того, чтобы стать профессиональным музыкантом вовсе не обязательно иметь данную особенность.
  • Относительный. Такой навык можно развить. Он дает возможность определять высоту звука и интервал (в аккорде, в целой мелодии). При воспроизводстве звука обладатель такого навыка опирается на вспомогательные ноты. Ассоциирует новый звук с уже знакомыми. Активно работает мышление. Данная способность — главный инструмент каждого профессионального музыканта. Подбор мелодии приблизителен. Не исключено расхождение на пол тона.
  • Интонационный. Название говорит само за себя. Позволяет музыканту чувствовать интонацию мелодии. Делится на звуковысотный (определяется окраска звуков) и мелодичный (определяется смысловая окраска мелодии в целом).
  • Гармонический. Позволяет распознавать гармоничное сочетание звуков. Дает возможность раскладывать аккорд на арпеджио, разделять мелодии на ые партии. Человек, обладающий таким навыком, может без труда подобрать мелодию и аккомпанемент к ней.
  • Ладовый. Такая разновидность включает безошибочное умение определять лад и тональность музыкального произведения, видеть его части напряжения, кульминации, разрешения, завершения. Обладатель такого слуха может определять характер отдельных звуков, их устойчивость или неустойчивость.
  • Полифонический. При прослушивании произведения, человек слышит каждую ую партию, может без труда ее повторить. Горизонтально разделяет мелодию.
  • Ритмический. Присутствует у людей с развитым чувством ритма. Дает возможность воспроизводить ритм, отстукивать его на каждую мелодию. Навык важен для танцоров, барабанщиков, дирижеров. Развить способность достаточно сложно, но регулярные тренировки показывают неплохие результаты.
  • Тембральный. Обладатель такого вида умеет различать тембр голоса и мелодии, осознавать его приятность для слуховых анализаторов. Навык позволяет определять красочность сложноструктурной мелодии, дает возможность ассоциировать звуки, подключая другие анализаторы (например, некоторые известные композиторы ассоциировали звуки с цветами, что им помогало в написании произведений).
  • Фактурный. Позволяет музыканту определять все неточности и несоответствия в цельной сложноструктурной мелодии на вертикальном и горизонтальном уровне.
  • Архитектонический. Позволяет видеть каркас, полную структуру музыкального произведения. Человек с таким навыком безошибочно определяет нотный состав произведения, его размер, интервальные характеристики, тональность.

Как развить

Ничто не сможет развить музыкальный слух так, как уроки сольфеджио. Этот способ является самым эффективным. В музыкальных школах существует дисциплина, в ходе которой ребенок проходит тест на музыкальный слух.

По его результатам преподаватель понимает, на какие стороны сделать больший упор.

Не все могут себе позволить занятия с педагогом, интересуясь, как проверить музыкальный слух в домашних условиях.

Есть ряд упражнений, при регулярном использовании которых можно частично улучшить звуковое восприятие. Они будут иметь вспомогательный эффект. К ним относится дыхательная гимнастика и двигательная активность.

Разработаны компьютерные программы, содержащие упражнения для развития музыкального слуха. Они помогают изучить музыкальные азы, отточить умение раскладывать мелодию на отдельные элементы («Ear Master Pro», «Музыкальные аркады», «Ухогрыз»).

Пение отлично развивает способности восприятия звука. Важно пропевать фразы медленно, уделяя внимание каждой ноте. Прислушивание к отдельным звукам — хорошее упражнение, как и распознавание их источника (с закрытыми глазами). При общении с людьми стоит запоминать их голос, пытаться мысленно его воспроизвести. Приобретение метронома научит каждого отбивать требуемый ритм.

Сначала будет сложно обойтись без его помощи. Постепенно тренировки необходимо переносить на музыку, отбивая ее такт.

Развить музыкальный слух можнет любой человек, независимо от возраста. Главное условие — осознание полезности этого навыка.

Источник: http://eduardsurzhyk.org/muzykalnyj-sluh/

Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие

Как определить слух

Специалисты по слуху с радостью проконсультируют вас по любому вопросу. Задать вопрос

«У меня нет слуха»,- может ответить человек, не связанный с музицированием в ответ на просьбу что-то спеть. Но так ли это? Разумеется, нет.

Если человек может слышать звуки, воспринимать обращенную речь, слух у него есть. Но способность к восприятию, исполнению мелодии тесно связана с индивидуальными особенностями, причем развитие музыкального слуха возможно и с течением времени.

Что такое музыкальный слух

«Поет так, будто ему медведь на ухо наступил», – говорят о человеке, который не может похвастаться хорошими вокальными данными. Что же включает в себя музыкальный слух?

Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.

Наличие такого слуха — обязательное условие для исполнения или создания произведений искусства. Если человек хочет достичь успеха, одних природных данных недостаточно, необходимо трудиться и «развивать» уже имеющиеся способности.

Как же можно проверить музыкальный слух? 

Помогут несложные упражнения:

  • Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.
  • Прослушать ритм и «отстучать» его руками или с помощью карандашей, постепенно усложняя задачу.
  • Угадывание нот на инструменте. Испытуемый поворачивается к фортепиано спиной, а в это время проверяющий наживает любую клавишу и просит показать ее. Аналогом такой «живой» проверки служат различные онлайн-сервисы.

Виды музыкального слуха

Восприятие отдельных звуков и ощущение взаимосвязи между ними, чувство ритма, способность воспроизвести «в голове» целое произведение — эти и другие способности связаны с видами слуха:

  1. Абсолютный слух — такой вид слуха, который традиционно ассоциируют с музыкальной одаренностью. Человек может распознать любую ноту, не сравнивая ее с другими, высота которых уже известна. Традиционно такой слух считают врожденным, однако его наличие не гарантирует успешности в занятии музыкой, пением.
  2. Интервальный (по-другому – относительный) слух — способность к определению высоты звуков путем сравнения с теми, что человеку уже известны. Его можно «натренировать» до степени абсолютного. Часто профессиональные музыканты достигают успеха только благодаря усердию. А это гораздо надежнее, чем полагаться на талант и ничего не предпринимать для его развития.
  3. Внутренний слух. Связан со способностью мысленно воспроизвести, «слышать»? “проиграть” в голове музыкальное произведение. Так человек может знать, как будет звучать мелодия, отдельные партии инструментов.
  4. Звуковысотный слух поможет точно распознать звуки различной высоты. Его можно развить; самое простое упражнение заключается в ощущении разницы между соседними клавишами на пианино — она составляет полтона. Затем подключают распевание с выполнением различных упражнений.
  5. Мелодический слух позволяет оценить динамику звуков по высоте во время развития мелодии. Как это представить? Во время исполнения произведения высота звуков может оставаться постоянной, а может «идти» в сторону более высоких или низких частот. Перемещение высоты происходит постепенно или резко – как бы «скачками», ступенями.
  6. Интонационный слух — это совокупность звуковысотного и мелодического слуха. Он «отвечает» за способность чутко воспринимать интонации, выразительность произведения – «музыка как живой организм».
  7. Гармонический слух. О нем вспоминают, когда говорят о способности безошибочно распознавать гармонические созвучия, состоящие из одновременно звучащих 2 и более звуков, затем понять, как далеко они расположены друг относительно друга по высоте. Бывает интервальный (2 звука) аккордовый ( от 3 звуков), полезен при подборе аккомпанемента, работе дирижером хора.
  8. Метроритмический слух ассоциируют с различением силы и слабости звука, их продолжительностью в последовательности, иными словами — чувство ритма, способность воспроизвести композицию с помощью движений (постучать, похлопать).
  9. Ладовый слух. Это способность воспринимать взаимоотношения между звуками в определенном произведении: напряжение и разрешение, тяготение, устойчивость или неустойчивость ноты. В европейской культуре мажор и минор — главные лады.
  10. Полифонический слух – способность представлять, как ведут себя несколько мелодий в контексте произведения, если они звучат одновременно, но могут вступать или исчезать в разное время. Иными словами, услышал, как звучит, запомнил, записал в виде нот.
  11. Динамический слух. Помогает определить, как меняется громкость мелодии: идет по нарастающей, перемещается волнами, затихает, есть ли резкие акценты. Связан со способностью эмоционального восприятия произведения.
  12. Тембральный слух связан со способностью чувствовать специфическую тембральную окраску инструмента, которую описывают ассоциативно в связи с определенным предметом. Так звуки бывают глухими (звонкими), теплыми или холодными, насыщенными, гнусавыми, металлическими.

Кроме того, выделяют фактурный и архитектонический виды слуха. Первый связан с манерой художественной обработки (аранжировки) композиции и «отвечает» за фактуру аккомпанемента, подбор инструментов. Второй помогает «увидеть», как из аккордов, слов как из кирпичиков и блоков складывается целая композиция, как она устроена.

У всех людей присутствуют эти виды слуха, какие-то развиты больше, какие-то – меньше. Но не стоит отчаиваться: если упорно трудиться, можно достичь высоких результатов.

Защита слуха от негативных факторов

Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.

Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.

Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.

Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.

Источник: https://audionika.ru/info/nash-slukh/vidy-slukha-cheloveka-muzykalnyy-i-drugie.html

Музыкальный слух: что это такое и можно ли его развить?

Как определить слух

Любишь ли ты музыку так, как любим ее мы в редакции Men's Health? Наверняка да, и это прекрасно. Нам ведь с тобой давно известно, что:

  • музыка может облегчить физический труд, будь то гребля на галере или уход за огромным газоном;
  • в офисе прослушивание любимой музыки позволяет снизить усталость, которая накапливается за рабочее время, успокоить нервы и снять раздражительность;
  • музыка повышает энтузиазм и помогает расслабиться;
  • занятия музыкой помогают в изучении иностранных языков;
  • музыка укрепляет ум: как обнаружили итальянские ученые, быстрая музыка вызывает дополнительный прилив крови к мозгу по сравнению с более медленной или тишиной;
  • доказано, что музыка помогает бегунам и велосипедистам: первые ощущают, что тратят меньше усилий, а их выносливость повышается на 15%, а вторые используют меньше кислорода, когда крутят педали под музыку;
  • приятная музыка позволяет эффективно блокировать память о неудачах, повышая общую эффективность спортсмена;
  • и наконец, учеными отмечена эффективность музыки в снижении боли у онкологических больных, улучшении реакции их иммунной системы, снижении их тревожности и других психологических и физиологических симптомов. 

А вспомни, как часто ты представлял себя на сцене с микрофоном, исполняющим хит любимой команды? Некоторые из нас прямо-таки бредят этим видением и стремятся использовать любую возможность, чтобы его воплотить.

Но, увы, как бы ни старались горе-вокалисты, как бы громко ни пытались голосить любимые строчки и в караоке, и в веселой компании, и даже наедине с самыми близкими людьми, максимум, что им достается, — это сочувственные взгляды, в которых ясно читается мольба: «Чувак, завязывай производить ртом эти душераздирающие звуки!» В особо тяжелых случаях барные вокализы заканчивались мордобоями, после которых редакционные певцы, потирая свежие синяки и ссадины, жаловались на вселенское непонимание и человеческую нечуткость. Чтобы им помочь, мы решили разобраться, можно ли вообще развить у себя музыкальный слух. Выяснилось, что очень даже можно!

Что вообще это такое?

Музыкальный слух — это возможность человека полноценно воспринимать музыкальную палитру произведения и всесторонне и адекватно ее оценивать, а также воспроизводить. Определить, насколько развит музыкальный слух у тебя, очень просто.

  • Выбери любимую композицию.
  • Прослушай ее один раз, а затем попробуй самостоятельно, а капелла (то есть без сопровождения), пропеть мелодию песни, удерживаясь при этом в ритме.
  • Соседи бешено застучали по водопроводной трубе? Извини, похоже, со слухом у тебя неважно. Погоди, или ты исполнял что-то из Napalm Death?

Но не расстраивайся. Музыкальный слух либо дается человеку от природы, либо его воспитывают со временем упорными тренировками. Как установили ученые, в слуховой зоне нашего мозга расположен пучок нервных окончаний, отвечающий за музыкальный слух. И если его регулярно и правильно стимулировать, то дело в итоге пойдет на лад.

Кроме того, если мелодию ты не очень-то и переврал, но постоянно вылетаешь из ритма и темпа, то тебе нужно поработать над координацией слухового и ого аппаратов — да, и это можно прокачать.

Разновидности музыкального слуха

Из почти 20 видов музыкального слуха мы выделим 6 самых важных для нас в рамках этой статьи.

Абсолютный слух

Достаточно редкий врожденный талант, дающий его обладателю возможность точно определять музыкальную ноту (высоту тона) абсолютно любого звука, не сравнивая его с камертоном (то есть известным идеалом).

При всех своих плюсах может доставлять приличное количество неудобств вроде сложностей с изучением иностранных языков, а главное — никакого отношения не имеет к музыкальности и не гарантирует карьеры Святослава Рихтера или Мстислава Ростроповича.

Внутренний слух

А вот способность точно представить музыкальное произведение, его мелодию и звучание отдельных инструментов значительно важнее для твоего музыкального будущего. Скажем, если ты вдруг (не дай бог) оглохнешь, то все равно сможешь сочинять песни для твоей группы, просто проигрывая их в голове, — вспомни Людвига нашего ван Бетховена.

Относительный (интервальный) слух

Способностью определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными, обладают большинство успешных музыкантов, не имея при этом слуха абсолютного. И вот как раз это умение вполне можно развить.

Ритмический слух

Говоря сухим академическим языком, это способность различать длительность звучания нот в их последовательности, их силу и слабость, а также чувствовать темп, то есть изменение скорости звучания музыки. А на деле наличие ритмического слуха означает, что ты способен поймать ощущение, которое музыканты называют «кач» или «грув», то есть почувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Звуковысотный слух

Обладаешь им — значит, слышишь малейшее отличие звуков по высоте: например, разницу между соседними клавишами фортепиано или ладами гитары. Легко вырабатывается путем тренировок и поможет тебе стать если не музыкантом, то концертным техником или настройщиком роялей.

Мелодический слух

Важнейшая способность для восприятия мелодии твоей любимой песни целиком, со всеми ее экспрессивными изменениями по ходу пьесы, и для оценки ее выразительности и интонации. Как говорят на уроках сольфеджио, мелодия то бежит, то скачет, то застынет на месте.

Что делать для развития музыкального слуха?

Мы не будем здесь касаться бесчисленного множества приложений и программ, призванных помочь развить слух, научиться петь и освоить азы музыкальных инструментов. А расскажем про старые добрые аналоговые упражнения.

Учись слушать музыку

Да, вот так все просто. Но теперь ты не будешь просто бездумно гонять любимые треки по кругу — ты должен в них вникнуть.

Разберись, сколько инструментов звучит в конкретной композиции, чем отличается звук электронных барабанов от настоящих, какими эффектами искажается звучание гитар, насколько интенсивно играет свою партию бас-гитарист.

Гарантируем: освоив вдумчивое слушание музыки, ты получишь новое и колоссальное удовольствие.

Кстати говоря, непосредственное и частое прослушивание музыки — это едва ли не главное условие развития музыкального слуха и, что немаловажно, музыкального вкуса. И тут лучше обратиться к занудным аудиофилам, любящим заморочиться с качественной аппаратурой, нежели относиться к ней наплевательски, так как цена вопроса — твой слух.

Недорогие колонки-пищалки (которые звукорежиссеры называют «shit-контроль» — понятно, да?) и дешевые наушники-вкладыши легко отобьют твой музыкальный пучок нейронов напрочь и уж точно вряд ли дадут возможность правильно разложить композицию по инструментам.

Поэтому подходи к выбору аппарата для прослушивания музыки с умом — и особенно это касается наушников.

Выбор редакции МН: наушники Audio-Technica ATH-DSR7BT Это как раз тот редкий случай, когда в наушниках идеально практически все: качество звука, качество материалов, удобство и цена.

Полноразмерные беспроводные уши ATH-DSR7BT от легендарного японского бренда Audio-Technica оснащены системой Pure Digital Drive, которая переосмысливает беспроводное аудио, обеспечивая впечатляющее качество звука без каких-либо последствий цифроаналоговых преобразований. Работает это так: цифровой сигнал остается таковым, пока не дойдет до драйверов. В большинстве Bluetooth-наушников с этого момента начинается многоэтапная обработка сигнала, которая в итоге зачастую оборачивается заметным ухудшением звучания. Pure Digital Drive при этом исключает сильную обработку сигнала, в результате чего расклад получается идеальным: никаких искажений и дополнительной окраски звука.

Разобраться с инструментами, играющими в любимой композиции, тебе помогут 45-миллиметровые цифроаналоговые драйверы True Motion, разработанные именно для DSR7BT, которые воссоздают каждую деталь записи, излучая натуральный, сбалансированный звук.

Несмотря на то что наушники беспроводные, у них имеется USB-кабель, при подключении которого поддерживается аудио высокого разрешения (до 96кГц/24 бит). Кроме того, наушники поддерживают последнюю версию Bluetooth-кодека aptxHD, которая обеспечивает беспроводную передачу звука без потери качества.

Редакционные испытания — а проводим мы их обычно от души, по максимуму, часто рискуя попросту сломать девайс, — показали впечатляющие результаты.

Наушники вполне комфортно сидят на голове и способны подстроиться под любые уши благодаря амбушюрам с памятью формы.

Они не сползают с головы ни при занятиях спортом (исключением стал бокс), ни при энергичном мотании головой под классические композиции Metallica.

Хотя, конечно, естественные условия для Audio-Technica ATH-DSR7BT — это мирное и спокойное прослушивание музыки не только дома, но и на работе. А так как это беспроводные Bluetooth-наушники, можно вообще не привязываться к пространству.

Отдельного внимания заслуживает сенсорное управление. Для того чтобы принять или завершить телефонный звонок, а также запустить композицию, достаточно коснуться пальцем специальной точки на правой чашке наушников. Ну и конечно, благодаря различным вариантам коммутации наушники идеально подходят и к плееру, и к смартфону, и к виниловому проигрывателю.

Гаммы

Да-да, прямо как в кино показывают. Подходишь к фортепиано (ну окей, к синтезатору), находишь ноту до и играешь от нее гамму до мажор — известные тебе «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». А затем принимаешься пропевать каждую ноту. В идеале у тебя должна получаться чистая гамма с первой попытки.

Звуки

Собираясь утром на работу, постарайся выйти на десять минут пораньше, чтобы у тебя была возможность не торопиться и сконцентрироваться на различении звуков вокруг тебя: шорох шин по асфальту, стук каблуков, цоканье собачьих когтей, обрывки телефонных разговоров, визг застежки-молнии и так далее. Учись отделять звуки от общего шума и запоминать их. То же самое проделывай сидя дома: многоквартирный дом полон звуков, составляющих невероятно интересную палитру.

Голоса

Старайся запоминать голоса своих собеседников — их интонацию, высоту, экспрессию, манеру, тембр — и учись воссоздавать их в голове отдельными фразами.

Источник: https://mhealth.ru/life/knowledge/muzykalnyj-sluh-chto-eto-takoe-i-mozhno-li-ego-razvit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.