Как проверить фонематический слух у ребенка

Содержание

Как развивать фонематический слух: что такое, нарушения, игры,

Как проверить фонематический слух у ребенка

Владимир Кузьмич 19 июля, 2019

Приветствую вас, уважаемые читатели! Современные, осознанные родители стремятся всячески развивать своих детей, причем с первого года жизни, и это правильно! И развитие фонематического слуха должно быть одной из основных задач. Почему? Все просто! Без этого малыш просто не сможет распознавать звуки в потоке речи, и не сможет в дальнейшем благополучно освоить письмо и чтение.

То есть, развитие фонематического слуха — первая ступень при подготовке для обучения ребенка чтению.

Как развивать фонематический слух у детей? Какие игры и занятия являются максимально эффективными для этого? В этом материале мы поговорим о важности этого навыка, и о том, как его нужно тренировать, у малышей разного возраста.

Понятие фонематического слуха

Что такое фонематический слух? Это понятие не имеет отношения к вопросу, слышит ли малыш. Он может отлично слышать! Но при этом, к ужасу родителей, не произносить отдельные звуки, говорить, будто ротик «набит кашей». Или же – пропускать целые слоги, заменять отдельные звуки другими, и так далее. Все эти речевые трудности спровоцированы недоразвитым слухом фонематического типа.

Фонематический слух помогает нам распознавать в речи звуки (фонемы). Следовательно, помогает и различать похожие по фонетике слова, и верно их понимать. К примеру, взрослые люди без проблем поймут смысл слов дом-ком-лом. Даже если их произнести быстро.

Нарушения фонематического слуха

Проблемы с этим навыком провоцируют следующие сложности у ребенка:

  • он просто путает близкие по звучанию звуки;
  • не может связно говорить;
  • это создает сложности, когда приходит пора учиться читать и писать;
  • «жует» слова, не произносит отдельные звуки;
  • его речь сложно понять.

Есть ли подобные проблемы у вашего чада, в раннем детстве, в 4 года, или даже позже? Если да, вы просто обязаны принять меры! Иначе данный дефект у него закрепиться, и дальше исправить его будет все сложнее. Как преодолеть эту проблему? Об этом – дальше.

Развитие фонематического слуха в раннем возрасте

Здесь очень важно не упустить момент, и научить малыша слушать, замечать звуки буквально с рождения. Говорите с ним, используйте разные звуки, играя погремушками.

Обращайте внимание на разные шумы, вроде звуков грузовика, мотор у которого громче. Вот поехал трактор, он дырчит, в парке шуршат листики. Начался дождик – капли капают «кап-кап» и так далее.

Уже после года будут весьма полезны занятия с музыкальными инструментами. Возьмите, к примеру, дудочку и бубен. Продемонстрируйте звуки. Дайте инструменты малышу.

Пусть он  сам подержит их в руках, попробует с ними поиграть или даже извлечь звук.

Теперь пусть он отвернется. Потрясите бубном, пусть кроха угадает, какой инструмент играет. Повернувшись назад, пусть укажет пальчиком, что звучало. Постепенно можно увеличивать набор. Добавляйте барабан, гитару, ксилофон, маракасы, колокольчики, то, что есть в доме. Повторяйте упражнение несколько раз, каждый день или через день.

Примерно от полутора до двух лет кроха начинает говорить. И это – удивительное и очень радостное событие, и для него, и для всех близких.

В этот период, и до этого, крайне важно много говорить с ребенком. Слова вы должны проговаривать очень четко.Столь же четко проговаривайте окончания и предлоги. Формируйте очень простые фразы. Крайне важно, чтобы малыш с первых попыток применял слова верно.

До 3 лет важно развить общие навыки – умение слышать речь, слушать и произносить слова. Здесь не нужны серьезные, ежедневные уроки. Так как пока сложно судить, будут ли у крохи проблемы с речью и слухом. Есть вероятность, что все разовьется естественным путем.

Упражнения и игры для дошкольников

 Как развивать фонематический слух, если уже есть нарушения? Далее я предлагаю вам наиболее эффективные и интересные упражнения. Они помогут наладить данный навык у дошкольника, в 4 года или даже в 5 лет.  Заниматься можно дома. Важный плюс – для этих игр-занятий не нужны особые приспособления.

Задача первых занятий – показать, что слова состоят из звуков, и могут отличаться лишь одним звуком, а означать разное. Вот несколько упражнений:

  1. Предложите чаду послушать, как отличаются похожие слова, в стишке. Громко, четко прочитайте: «Скажи ка громче слово гром, оно грохочет словно гром. Скажи ка тише шесть мышат, и мышки сразу зашуршат». Предложите ребенку повторить стишок так, чтобы звуки здесь отличались, и были четко слышны.
  2. Приготовьте 2 картинки, с мишкой и с мышкой. Покажите первую, с мишкой. Спросите, кто это? Мишка, он бурый, огромный, живет в лесу, спит в берлоге. А это мышка, она крошечная, серого цвета, обитает в норке. Объясните, что слова похожи, а означают разных зверей. Произнесите их, подчеркните разницу. Пусть кроха тоже их произнесет. То же самое – со словами шина-машина, палка-галка, печка-свечка.
  3. А теперь вместе найдите слова совсем разные, не похожие: жук-поле, книжка-дом и так далее.
  4. Игры с мячиком. Бросьте ребенку мячик, предложите слово. Он должен бросить вам мячик, назвав похожее слово. Например: резина-корзина, елки-моталки, погремушка-хохотушка и так далее. Так же поиграйте, придумывая совершенно непохожие слова.
  5. Расскажите ребенку про слова длинные и короткие. Назовите примеры. Предложите найти в комнате то, что по названию – длинные слова. Потом – то, что короткие.
  6. Предложите поиграть в волшебников, которые превращают короткие слова в длинные, и наоборот. Например – кот-котенок, лис-лисеночек и так далее.
  7. Теперь упражнения с рисунками. Пусть назовет предметы с картинки громко, ясно и четко. Можно разбивать слова на 2 части – гал-ка, ко-тик, шиш-ка. Предложите назвать только первую часть слова. Затем – только вторую. Найдите более длинные слова, попробуйте разбивать их на 3 части, пусть ребенок громко их произносит.

Общие рекомендации по занятиям

Очень важно, чтобы занятия носили игровую форму. Ребенок должен играть в удовольствие, а не «отрабатывать повинность». Это – главное условие, а ниже – памятка, она содержит дополнительные советы:

  • в 2 года, в 3 года занятия должны быть очень короткими, не превышать 10-15 минут;
  • не занимайтесь, если малыш устал, хочет спать или кушать, в плохом настроении, приболел;
  • если вы увидели, что он чуть устал, потерял интерес – сразу же прекращайте;
  • пользуйтесь приведенными выше упражнениями, но меняйте предметы, картинки, стишки, песенки, чтобы сделать занятия разнообразнее.

История из жизни

Сын моего двоюродного брата не имел никаких нарушений речи и слуха, к счастью. Возможно, потому, что мой двоюродный брат – скрипач. Он преподает игру на этом инструменте,  и также работает в составе оркестра.

Буквально с первых дней жизни малыш слышал звуки музыки. Позже отец стал знакомить его со звуками других инструментов. Еще позже – брать не репетиции. Результат был удивительным – мальчик отлично говорил уже в два года.

Достаточно четко произносил звуки. Рано освоил чтение, отлично успевал в школе. Это еще раз доказывает, насколько важны звуки, и особенно звуки музыкальных инструментов, для развития детей.

Не ленитесь, дорогие родители! Развивайте у своих детей фонематический слух, а также речь, и другие навыки.

Регулярные занятия обязательно принесут свои плоды, в виде сообразительного и обучаемого ребенка!

Источник: https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/kak-razvivat-fonematicheskij-sluh/

Развитие фонематического слуха – залог успешного обучения дошкольников чтению и письму

Как проверить фонематический слух у ребенка

Подготовка ребенка к обучению в школе требует своевременного развития всех психических процессов: памяти, мышления, восприятия. Главным для успешного обучения является развитая речь дошколят, в основе которой лежит фонематический слух.

Специалисты утверждают, что недостаточная сформированность такого слуха к концу дошкольного периода вызывает трудности в освоении умения читать и писать. К сведению родителей, фонематический слух ‒ это способность слышать, точно воспринимать, различать фонемы (звуки).

Родители могут помочь своему ребенку подготовиться к школе, если заблаговременно начнут развитие фонематического восприятия.

Как проверить сформированность слуха детей?

Чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям нужно определить, как развит фонематический слух у ребенка.

Специалисты отмечают, что хорошее слуховое восприятие человека зависит от сформированного артикуляционного аппарата, умения хорошо слышать, распознавать произношение своей речи и другого человека, проводить контроль произношения. Задания, при помощи которых можно проверить развитие детей, направлены на:

  • восприятие неречевых звуков;
  • узнавание фонем;
  • различение речевых звуков;

С этой целью используются специальные игры и игровые упражнения, потом их можно применять при проведении домашних занятий.

Задания для проверки

Чтобы проверить, как ребенок различает неречевые фонемы, (именно они являются опорой развития фонематического слуха), надо использовать задания на фонематическое восприятие.

«Угадай-ка»

  1. Родитель предлагает ребенку послушать звуки окружающего мира: плеск воды, закипающий чайник, скрип дверцы, шелест страниц, шаги. Игроки должны правильно называть предметы, издающие звучание.

    Такую игру хорошо провести на улице, обратив внимание на необычное звучание: воркование птиц, звон капели, шум ветра.

  2. Как усложненный вариант: послушать звуки с закрытыми глазам, отгадать их.

«Чудесные мешочки»

Аналог общеизвестной классической игры используется следующим образом: родитель вместе с ребенком насыпает крупу, бусинки, болтики в разноцветные мешочки. Водящий встряхивает каждый из них, предлагая по звучанию отгадать, что находится в чудесном мешочке.

«Палочка феи»

  1. Заинтриговав малыша волшебным действием, легонько постучать красивым карандашом по окружающим предметам: вазе, чашке, столу, кастрюльке, коробочке. Ребенок должен обнаружить различие, найти подходящее сравнение: ваза и чашка звучат звонко, деревянные предметы ‒ глухо.
  2. Аналогично проводится игра в «отгадки» с закрытыми глазами.

«Делай, как я»

  • Дошкольник повторяет за взрослым ритмические хлопки: два хлопка в одном темпе на раз-два, три – в другом на раз-два-три.
  • Подобным образом выполняются ритмичные хлопки с завязанными глазами.
  • Классическая игра «Жмурки» также может быть использована для проверки фонематического восприятия: предложить дошкольнику с завязанными глазами передвигаться по направлению к звенящему объекту (любой музыкальной игрушки).

Чтобы проверить, как малыш различает фонемы (гласные, согласные, твердые, мягкие), интересно проводить словесные и игры с предметами. Они учат контролировать свое произношение и окружающих людей.

«Угадай, чей голосок»

Это задание требует предварительной подготовки, так как взрослый должен сделать аудиозапись знакомых людей или животных: собаки, кошки, петушка. Дошкольник отгадывает, чей голосок прозвучал.

«Послушай сказку»

  1. Родитель начинает рассказывать знакомую сказку, лучше несложного содержания, где есть яркие персонажи, например «Колобок», «Красная Шапочка». Затем дошкольник отгадывает, за кого из персонажей сказки он говорит.
  2. Усложняя задание, побуждаем детишек высказываться за персонажей, изменяя интонации.

«Делай, как я (второй вариант)»

  1. Здесь главными являются действия со слогами. Объяснив, что в речи используются разные по длине слова, взрослый интонационно разделяет их на слоги.

    При этом он показывает, как хлопками обозначаются слоги. Затем предложить ребенку сделать также: ма (хлопок) – ши (хлопок) – на (хлопок), ве – ло – си – пед.

  2. Как усложненный вариант: дошкольник самостоятельно прохлопывает слоги.

«Найди правильную картинку»

Для задания лучше подбирать материал вместе с дошкольником, чаще всего используется настольная игра «Разрезные картинки». Малыш собирает картинки с изображением предметов, сходных по звучанию. Ведущий называет изображенный предмет, игрок показывает картинку. Например, печка – речка, дом – сом, рука – река.

«Найди ошибку»

  • Для задания надо подобрать картинки, в которых легко заменяется первый звук, например, изображена кошка. Взрослый предлагает прослушать ряд слов, отличающихся первым звуком, затем хлопнуть в ладоши, услышав верный ответ: мошка, ложка, сошка, кошка, дошка. Так ребенок учится контролировать свое произношение и окружающих людей.
  • Аналогично можно выполнять задание с мячом: играющий должен поймать мяч только при правильном варианте.

«Придумай слово»

Играя мячом, интересно выполнять задание на различение фонем. Взрослый задает определенный звук, предлагая придумать слово с ним. Играющие называют словечки, перебрасывая мяч друг другу. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Такие игры и упражнения могут помочь родителям не только провести обследование фонематического слуха своего чада, они пригодятся при проведении домашних занятий. Главное, чтобы сами родители были заинтересованы в подборе упражнений, творчески подходили к придумыванию различных ситуаций.

Фонематические ошибки в речи дошкольников

Родителей должно насторожить, если при обследовании дошкольник:

  1. Искажает звуки (рама – йама, горка – гойка).
  2. Допускает нарушение звуковой структуры:
    • пропускает звук (обманул – оманул);
    • добавляет дополнительный (наушники – наушнинки);
    • заменяет фонемы (шарф – сарф, шишка – хыхка);
    • переставляет их (собака – босака).

Нормой считается, если к концу дошкольного возраста дети приобретают следующие фонематические умения:

  • замечать речевые ошибки в своем произношении и окружающих людей;
  • пытаться поправлять ошибки;
  • определять звуки в словах, слогах, в рядах звуков;
  • различать основные фонемы: звонкий – глухой, твердый – мягкий, свистящий – шипящий;
  • владеть правильным произношением: четкой артикуляцией, звуковой культурой речи, слоговой структурой.

Некоторые родители не обращают должного внимания на подобные детские ошибки, считая, что дошколенок еще мал, с возрастом все наладится. Однако если вовремя не обратить внимания на развитие фонематического восприятия у дошкольников, в дальнейшем предстоит большая работа по исправлению недостатков. Родители могут обратиться к специалистам, дополнительно организовав домашние занятия.

Игры и упражнения для развития слухового восприятия

По оценкам учителей начальных классов, среди первоклашек сразу видно детей, с которыми занимались дома, так как они хорошо усваивают фонемы, грамотно пишут, быстро читают.
Специалисты отмечают, развитие правильной речи зависит от различных факторов.

В первую очередь, обращается внимание на ту среду, в которой растут дети. Речь окружающих людей является для них примером, поэтому важно, чтобы ребятишки с детства слышали правильную речь. Другим условием будет необходимость создавать специальные условия для развития фонематического слуха.

Главным условием являются игры для развития речи и игровые упражнения.

Фонематические игры для малышей

Для самых маленьких детей подойдут задания, основанные на знакомом стихотворном или предметном материале.

«Словечко к словечку»

Интересно проходит забава, когда взрослый начинает читать стихотворение, не договаривая до конца стихотворную фразу. Малыш «помогает» дочитать недостающие словечки. Для этой цели хорошо подходят детские произведения А. Барто, Е. Благининой, И. Токмаковой и других детских писателей. В каждом доме найдутся детские книжки для совместного чтения.

Сюжетная игра «Научим мишку говорить»

Взрослый предлагает ребенку «поучить» говорить любимую игрушку, называя четко и правильно окружающие предметы. Для разнообразия можно использовать предметные картинки, где изображены знакомые предметы или животные: дом, дерево, кошка, корова и т. д.

«Отгадай, кто кричит?»

Игра направлена на развитие слухового восприятия. В ней можно использовать аудиозаписи животных, которые дети отгадывают и повторяют.

«Загадки – шутки»

Такое упражнение помогает развивать различные фонематические процессы у младших дошкольников: слуховое восприятие, фонематический слух, артикуляцию, произношение фонем. Взрослый подбирает простые загадки, предлагая своему чаду отгадать их. При этом он специально путает звуки, побуждает исправить «ошибку».

  • Хвост с узорами, сапоги со шторами (шпорами).
  • В горку бегом, а с горы кубырком (кувырком).
  • Кричит: «Му – му, болока (молока) кому?»
  • Сидит девица в темнице, а коза (коса) на улице».

Как развивать фонематический слух у средних и старших дошколят?

Развитие фонематических процессов у дошкольников среднего и старшего возраста проходит также при помощи игровых заданий.

В отличие от малышей задачи усложняются, надо не только обнаружить и правильно произнести звук, но произвести определенные действия с ним: найти место в слове, сравнить сходные по звучанию, придумать словечки с заданной фонемой, познакомиться с графическим символом звука (буквой). Поэтому упражнения становятся сложными, требующими специальной подготовки.

«Перевернутые слова»

Водящий загадывает короткое слово с перепутанными буквами, дошколенок должен правильно произнести его: даво (вода), кос (сок), мыд (дым), сали (лиса).

Чтобы не было затруднений у ребятишек, надо заранее научить их замечать ошибки в «перевернутых» словах. Также на первых порах лучше использовать изображения загаданных предметов.

«Фонематические сказки»

Примерная сказка для старших дошкольников может выглядеть так:

«Жили три веселых поросенка. Решили они построить себе домики, но жить вместе не захотели. Первый построил домик из соломы, второй – из веточек, третий – из камня. Поросята думали, что так они спрячутся от волка. Но волк только посмеялся над ними.

Он умел дуть так, что соломенный домик и домик из веточек разлетелись за одну минуту. Поросятам повезло, так как они успели спрятаться в каменном доме, его волку не удалось сдуть. С тех пор они жили вместе, и никакой волк им был не страшен.

Вот какими дружными стали поросята!».

После рассказывания ребятам надо задать вопросы по содержанию:

  1. Почему поросята построили себе отдельные домики?
  2. Какой домик построил первый поросенок?
  3. Из чего построил дом второй поросенок?
  4. Какой домик оказался самым крепким?
  5. Кто был врагом поросят?
  6. Почему поросятам повезло?
  7. Какими словами заканчивается сказка?

Далее детям даются задания:

  1. назвать по порядку звуки в коротком слове дом, длинном – домики;
  2. разделить на слоги слова (жи – ли, до – ми – ки, по – ро – ся – та, со – ло – мен – ный) с прохлопыванием;
  3. вспомнить слова с фонемой [c];
  4. раскрасить предметы с фонемой [c], [c’].

«Поможем Боре и Поле собрать вещи»

Задание предполагает, что ребятки хорошо знают название предметов одежды и обуви. Взрослый показывает картинку, где изображены предметы для мальчика Бори и девочки Поли. Вещи для мальчика с фонемой [б] (брюки, ботинки, белые носки, бейсболка) «складываются» в белую коробку. Для девочки с фонемой [п] (платье, перчатки, пижама, плащ, пальто) ‒ в коробку песочного цвета.

«Играем в города (имена, фрукты, овощи)»

Классическая словесная игра будет интересна для ребяток 5-7 лет, так как у них уже есть некоторый жизненный опыт. Взрослый называет слово, четко проговаривая все фонемы, дошкольник продолжает, подбирая слово на последнюю букву: Ира – Аня – Яша – Алеша и т. д.

«Собери слово»

  1. Ведущий сообщает, что слова «рассыпались» на звуки, надо их собрать. Если играют несколько ребятишек, интересно будет использовать фанты. Кто больше всех соберет слов, тот выиграл и получил интересный фант.

    Слова должны состоять из четко выраженных фонем: с – и ‒ н – и – ц – а (синица), к – у – к – у – ш – к – а (кукушка), в – о – р – о – н – а (ворона).

  2. Далее ведущим становится старший дошкольник, привлекая к забаве более младших детишек.

«Раздели слово»

Аналогично проводится забава по разделению слова на фонемы. Нужно только помнить, что для дошколят подбираются слова, которые легко делятся: мишка (м – и – ш – к – а), труба (т – р – у – б – а), карандаш (к – а – р – а – н – д – а – ш).

Есть множество игр с подобными сюжетами, они с успехом используются в домашних занятиях. Например, «Исправь ошибки», «Путаница», «Крестики-нолики», «Скажи наоборот». Подобные словесные игры представлены в логопедических сборниках, однако легко могут быть придуманы родителями для своих чад. Главное, знать основные правила, тогда можно получить ощутимые результаты довольно быстро:

  • учитывать возраст,
  • создавать интерес,
  • проводить занятия систематически,
  • знания, умения детишек накапливать постепенно.

Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-fonematicheskogo-sluxa-u-doshkolnikov

Развитие фонематического слуха у малышей

Как проверить фонематический слух у ребенка

Довольно часто от родителей можно услышать, что их малыш в 5 лет все еще не выговаривает букву «р», заменяя ее на «л», в 4 года не способен проговаривать все согласные, а при произношении шипящих создается впечатление, будто кроха в рот набрал каши. Почему дети заменяют звуки, почему не выговаривают согласные, в чем причины нарушения речи и можно ли говорить о таковых в возрасте 2-3 лет, когда речевое развитие находится на одной из самых начальных стадий?

На самом деле главная причина нечистой речи у детей — это не до конца развитое слуховое внимание и память, а вместе с ними и фонематический слух. Поговорим о том, почему так важно развивать фонематический слух с раннего возраста, и рассмотрим эффективные способы повышения уровня развития слухового внимания и памяти у малышей.

Как проверить уровень фонематического слуха у детей?

Проверить развитие фонематического слуха у ребенка в возрасте 2-3 лет может каждый родитель дома без сторонней помощи. Достаточно будет попросить кроху выполнить следующие задания:

  1. Проговорить парные слоги, например: са-за, па-ба, да-та и пр.
  2. Повторить цепочки из нескольких слогов, например: ба-па-па, ту-ту-ду и пр.
  3. По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее.
  4. Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».

Обратите внимание, что чаще всего дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. На основе полученных результатов можно будет составить программу коррекционной работы с малышом, предлагая ему поиграть в эффективные игры для совершенствования фонематического слуха, а также слухового внимания и памяти.

О роли фонематического слуха

Развитие фонематического слуха с раннего возраста очень важно для малыша, который в будущем должен будет постичь звуковую сторону языка, научиться правильному фонематическому восприятию. Что подразумевается под фонематическим восприятием? В первую очередь это умение отличать звуки друг от друга и определять звуковой состав слова.

Так, если малыш не испытывает сложностей при определении источника звука, способен менять интонации при произношении слов и звуков, отлично справляется с заданиями выше, предназначенными для оценки фонематического слуха, то проблем у него нет и имеет смысл лишь помочь малышу развиваться в этом направлении. Помогут в этом простые игры, в которые можно играть в свободное время и которые обязательно стимулируют развитие фонематического слуха у детей 2-3 лет.

Игры для развития фонематического слуха

«Флажки». Ребенку предлагают взять в руки два флажка разных цветов, например красный и желтый. Объясните крохе, что ему нужно будет поднять желтый флажок, как только он услышит правильно произнесенное слово, и красный, если слово было произнесено неправильно. Пример: собака-кобака-лобака-табака и пр.

Поиграть с малышом можно будет и с помощью картинок, например,предложив ему хлопнуть в ладоши, как только он увидит на них слова, похожие по звучанию. Очень важно подбирать простые яркие картинки с названиями предметов, явлений и объектов, знакомых ребенку в возрасте 2-3 лет.

Также можно предложить крохе поиграть в учителя. Взрослый должен будет читать сказку или стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Ребенку нужно будет вслушаться в произносимую взрослым речь и поправить его, когда он ошибется – это поможет ускорить развитие его фонематического слуха.

Отличная игра, которую оценят все малыши без исключения, — в маленьких поэтов. Детям нужно будет предложить закончить начатые стихотворные строчки. Например: «волк в густом лесу вдруг увидел…» (лису). Если ребенок будет с легкостью подбирать смысловые рифмы, со временем ему можно предложить сочинить короткий стишок самостоятельно.

Также ребенку можно предложить повторить цепочку звуков с заменой одного согласного или гласного, с парными глухими и звонкими согласными, вместе с ним разучить чистоговорки и загадки.

Обратите внимание, что загадки для 2-3-летних детей обязательно должны быть простыми, с намеком на отгадку. В качестве загадок подойдут четверостишия, в которых можно пропускать отдельные слова. Необходимость подбора рифмованной отгадки будет способствовать развитию фонематического слуха детей.

Чтобы стимулировать развитие фонематического слуха, крохе также можно зачитывать потешки, в которых будут повторяться определенные слоги и сочетания.

Отличный вариант для развития слухового восприятия — это подвижные игры, в рамках которых малышу нужно будет быстро действовать, следуя инструкциям ведущего.

Особенность таких игр — быстрое переключение с одного действия на другое в соответствии с речевой командой. Примеры таких игр ниже.

Подвижные игры для развития фонематического слуха

Игра «Кто первый». Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку. Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.

Игра «Дождик». Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.

Пальчиковая гимнастика для развития фонематического слуха

Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей в возрасте 2-3 лет. И если для детей в возрасте 2 лет такая гимнастика невозможна без участия взрослых, то малыши 3 лет вполне смогут справиться с заданиями самостоятельно по образцу.

Играть с малышом можно, тренируя разгибание пальцев, таким образом, чтобы поспособствовать развитию слухового внимания. Можно предложить малышу сжимать ладони в кулачок, поочередно сгибая пальцы на каждой из рук. Чтобы малышу было интереснее, каждому пальчику можно дать имя.

В заключение отметим, что развитие фонематического слуха связано со способностью детей к анализу и синтезу звуков.

Чем лучше будет развита слуховая память и внимание, тем лучше окажется фонематическое восприятие.

Если кроха не сможет внимательно слушать и понимать речь, у него не получится научиться правильно воспроизводить слова. Очень важно для детей 2-3 лет научиться сравнивать речь взрослых с собственной речью.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-malyshej.html

Фонематический слух. Развитие фонематического слуха. Нарушение

Как проверить фонематический слух у ребенка

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков.

Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании.

Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи.

Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария.

Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

  1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
  3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
  4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
  5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия.

В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры.

С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их.

При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова.

Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук.

Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Источник: https://emberint.ru/articles/fonema_slukh/

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция

Как проверить фонематический слух у ребенка

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка.

Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха.

Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук.

Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока.

Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания.

Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

  • Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.



Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/narushenie-fonematicheskogo-sluha

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.