Как развить фонематический слух у школьников

Содержание

Развитие фонематического слуха у младших школьников

Как развить фонематический слух у школьников

Учителя младших классов часто сталкиваются с такой проблемой – первоклассники плохо пишут под диктовку, а некоторым эта задача вообще не под силу.

Преподаватели родного языка, видя однотипные ошибки, связывают это с невнимательностью, и вопрос остается долгое время нерешенным. Подобные неспособности ребенка к чтению и письму именуются дислексией или дисграфией и связаны с низким уровнем развития фонематического слуха.

Именно поэтому малыш не фиксирует звуковой состав слов. Ведь чтобы написать что-либо, нужно слышимые звуки обозначить буквами.

Схема развития фонематического слуха

Среди всех звуков окружающего мира только звук человеческой речи связывает малыша со взрослыми, передает информацию. Фонематический слух – это умение ребенка воспринимать фонемы, т. е. улавливать и правильно разделять звуки речи; если сказать по-другому, это речевой слух.

Он нужен не только, чтобы учиться говорить и понимать собеседника, но и для восприятия смысловых особенностей слов, похожих по звучанию.

Например, чтобы уметь «различить» луг и лук, рок и рог, формировать фразы и предложения, согласовывать падежные и родовые окончания, по интонации улавливать смысл, вложенный в сообщение.

Высокоадаптированный метод звукового обучения грамоте детей был разработан в России К.Д. Ушинским. Он доказал, что письмо и чтение неотделимы друг от друга. Его педагогическая методика базировалась на анализе собственной речи ребенка и параллельном развитии личности. Ведь одновременно развивается мышление и воображение ребенка.

Формирование речи учеников Ушинский синхронизировал с изучением грамоты. На практике им были введены схемы синтетико-аналитических упражнений. Использовались для разбора фразы и слова, взятые из речи самих учеников, пословицы и поговорки, загадки.

Занятия «по Ушинскому» носили объяснительно-иллюстративное направление, так как требовали непосредственного участия ребенка, причем самого активного. Он отмечал, что «писать и читать может только тот, кто понял слогово-звуковое строение слова».

Однако эта методология была несовершенна, в ней не принимались во внимание качественные особенности некоторых гласных и изменения звучания согласных в зависимости от нахождения в слове.

Современная система обучения – звуковая. Учащиеся анализируют изучаемые звуки языка, учатся их слышать, выделять их из слов, присваивать каждому звуку букву.

Пристальное внимание уделяется последовательности звуков при построении слова.

Для полноценного овладения ребенком грамоты помимо формирования фонематического слуха и понимания необходим еще и звуковой анализ.

Необходимость развивать

Фонематическое понимание дает возможность произнести устно опознанные звуки в слове, звуковой анализ – то же самое для письменной звукопередачи. Зазубривание букв, когда их произношение неверно, стимулирует фиксацию речевых искажений.

Развитие фонематического слуха у школьников младших классов требуется также для орфографического умения: в любом языке имеется множество орфограмм построено именно на связи буквы с фонемой. Если уровень его развития низок – ученики с трудом улавливают звуковые составляющие слова и с трудом могут провести его звуковой разбор.

Человеческая речь определяется устной и письменной формой, но, так как сначала она воспринимается на слух, то речевое восприятие – это основа, на которой строится способность читать и писать у школьников.

Упражнения для развития

Для правильного закрепления навыков фонематологического понимания и слуха необходимо вести расшифровку по такой системе:

  1. Услышь и воспроизведи вслух слово.
  2. Воспроизведи слово по слогам, найди тот, что под ударением.
  3. Произнеси «в длину» первый звук, опиши его, выдели цветной пометкой.
  4. Произнеси «в длину» второй звук, опиши его, выдели цветной пометкой.
  5. Удостоверься, что получилось слово.

Так как развить фонематический слух у детей? Этим занимаются логопеды-методисты. Они утверждают, что занятия по развитию фонематического слуха должны иметь систематический характер на уроках. Лучше, если эти тренировки будут проходить в форме дидактических игр, которые позволяют:

  • Обогащать детей новой информацией наряду с фонематическим слухом.
  • Стимулировать мыслительную активность и речь детей.
  • Увеличить заинтересованность уроками родного языка, воспитать любовь к нему.
  • Включать в игру разноуровневый материал по предмету.
  • Вместе с прохождением фонематического материала выполнять задачи самого урока, связанные с вопросами программы предмета.

Разработаны специальные схемы тренировочных занятий для развития фонематического слуха у школьников младших классов. Рассмотрим наиболее известные.

Подобные игры развивают у детей фонематический слух и восприятие, скорость реакции, закрепляют знания звуков.

Игра 1

Учитель четко повторяет гласные по порядку (А_У_О_Ы_И_А), ученики, услышав звук «Ы», должны сделать оговоренное действие (либо хлопнуть в ладоши, либо, например, стукнуть мячом о пол).

Игра 2

Вместе с учениками (учеником) поются гласные звуки с разной силой голоса в зависимости от положения рук преподавателя. Если он поднимает руки вверх, сила голоса увеличивается, опускает вниз – уменьшается. При движении рук из стороны в сторону сила голоса меняться не должна.

Игра 3

Дети становятся в ряд друг за другом и передают какой-либо предмет (мяч, пенал). Стоящий первым ученик произносит слово на определенный звук и передает руками над головой предмет стоящему сзади. Возможен соревновательный элемент с двумя колоннами и засеканием времени движения предмета от первого к последнему в ряду.

Игра 4

Одному ученику завязывают глаза, он становится в центре комнаты, остальные располагаются с разных сторон от него (распределяются равномерно по периметру комнаты) и по очереди звенят различными предметами (колокольчиками, ключиками, барабаном). Ребенок с повязкой на глазах должен пальцем указывать направление к источнику звука.

Игра 5

Логопед показывает детям несколько музыкальных игрушек и предлагает позвенеть, подудеть ими, запоминая, что как звучит. Затем участники игры отворачиваются или игрушки переносятся за ширму, и дети должны определить на слух, какой предмет звучит (без зрительного подкрепления).

Возможно усложнение задачи определения звуков с добавлением игрушек или заменой уже отгаданных.

Есть вариации игры: необходимо угадать по голосу, кто зовет. Водящий стоит спиной к остальным, его зовут по имени одноклассники, а он отгадывает по голосу зовущего.

Игра 6

Учитель дает детям слово и предлагает собрать из составляющих его букв новые слова. Например, кофточка – точка, фото, кочка.

Игра 7

Классу дается слово. Ребенок, на которого укажут, определяет последний звук и называет слово, которое начинается с него, и так по очереди.Игра 8

Детей настраивают на тишину и внимание. Учитель просит определить звук перед звуком [Т] в слове контора, оркестр, перед звуком [C] – в слове холст и т. д.

Игра 9

Логопед обращается к одному из участников, предлагая выделить звук в слове длительностью произношения, громкостью как угодно. А остальные дети должны понять, о каком звуке идет речь и этот звук произнести. Например, «карррррртошка», группе нужно ответить «р», «болллллезнь», ответ – «ль» и т. д.

Игра 10

Преподаватель дает детям неоконченные двустишия, им необходимо в рифму подобрать последнее слово. Как пример, можно привести следующие стишки:

  1. Книжку выронил из рук, на меня свалился…(жук).
  2. Мы срезали все цветки, и плели из них…(венки).
  3. По лесочку бродят звери, закрывай плотнее…(двери).

При развитии фонематического слуха преподаватель обязательно должен опираться на возрастные особенности детей, подбирать и использовать различные задания и методы для обучения. Важно удостовериться, что каждый из учеников воспринял и усвоил материал.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/drugie-zabolevaniya/razvitie-fonematicheskogo-sluxa-u-mladshix-shkolnikov.html

Как развивать фонематический слух: игры и рекомендации

Как развить фонематический слух у школьников

Маленькие дети развиваются очень быстро. Из совершенно несамостоятельного новорождённого всего за несколько лет вырастают школьники, умеющие читать и писать, решать задачи и сочинять собственные рассказы. Каждое новое умение малыша воспринимается как маленькая победа, как сокровенный внутрисемейный праздник:

  • стал держать головку;
  • сел;
  • пополз;
  • явил миру свой первый зубик;
  • сделал первый шаг;
  • произнёс своё первое слово…

Первые слова такие долгожданные и трогательные. Конечно, от ребёнка полутора-двух лет от роду никто не ждёт внятной и грамотной речи. Взрослые быстро учатся понимать малыша, угадывая его мысли и желания буквально по паре звуков. Но детка взрослеет, а вместе с ним взрослеет его речь, растут ожидания родителей.

Почему одни дети уже к 5 годам отлично произносят все звуки, легко справляются с уроками чтения и даже осваивают грамоту, а другие даже в первом классе никак не могут справиться с непослушными буквами и звуками? Скорее всего, проблема в фонематическом слухе ребёнка.

Что такое фонематический слух, как его диагностировать и развивать, знает «Эврика»!

Что такое фонематический слух

Наш мир полон звуков:

  • мурчание кота;
  • шелест листьев;
  • скрип двери;
  • топот ног;
  • голоса людей…

С самого рождения мы учимся соотносить звуки с их источниками. Заметив, какой звук издаёт закрывающаяся дверь, ребёнок каждый раз при этом звуке будет мысленно воссоздавать образ двери. Запомнив звучание маминого голоса, малыш реагирует на него, сначала, правда, не разбирая смысла сказанного.

Все звуки можно разделить на речевые и неречевые.

По мере знакомства с родной речью ребёнок пополняет пассивный словарный запас и начинает соотносить произнесённые слова с предметами, явлениями или людьми, которые за этими словами скрываются.

Чтобы произнести слово самостоятельно, малышу надо разобраться, из каких звуков это слово состоит и как эти звуки получаются. Позже ему предстоит запомнить, какие символы (буквы) используются для обозначения каждого звука.

Если ребёнок правильно воспринимает звуки речи, он быстрее научится правильно, без искажений произносить слова, а при обучении чтению и письму такому малышу будет значительно проще, чем его сверстникам с нарушенным восприятием.

За восприятие и синтез речевых звуков отвечает фонематический слух, нарушения которого тянут за собой целую цепочку неприятностей:

  • дефекты речи;
  • затруднения в чтении;
  • грубые ошибки в письменной речи (замена, перестановка и/или пропуски букв).

Фонематический слух можно и нужно развивать. Конечно же, наиболее эффективно развитие фонематического слуха у ребёнка проходит через игровую деятельность.

Игры для развития фонематического слуха

Большинство приведённых ниже игр рассчитаны на занятия с говорящими детьми. Если ваш малыш ещё не говорит, выбирайте из списка подходящие вам варианты или адаптируйте предложенные упражнения к вашим занятиям (например, можно подготовить карточки с картинками, чтобы ребёнок не называл объекты, а показывал соответствующую им карточку).

Послушай тишину

В эту игру очень хорошо играть дома. Нужно на минутку затаиться, внимательно прислушиваясь, а потом рассказать, какие звуки удалось услышать. Удивительно, когда, казалось бы, в кромешной тишине начинаешь различать тиканье часов, дыхание, отдалённый скрип двери, завывания ветра за окном…

Что звучит

Для игры можно использовать музыкальные инструменты из детского набора (бубен, барабан, дудочка, губная гармошка) или подручные материалы (стеклянные баночки, металлические ложки, пластмассовые кубики, деревянные мисочки). Сначала вместе с ребёнком послушайте, какие звуки издают подготовленные предметы, а затем предложите малышу называть предмет по звуку, не видя его.

На ферме

Для этой игры пригодится аудиозапись с голосами домашней живности: коровы, лошади, овцы, куры, гуси, собака… Можно использовать готовые игры (обучающие плакаты, планшетки, детские компьютеры, «говорящие» книги). Ребёнок должен научится узнавать животное по звукам, которые оно издаёт.

В эту игру можно играть, заменяя звуки животных, например, звуками природы (дождь, гроза, ветер, море) или звучанием различного транспорта (поезд, трамвай, мотоцикл, телега, легковая машина, грузовик).

Поймай меня, если сможешь

Для этой игры, развивающей слуховое внимание, приготовьте безопасное место. Вам понадобятся колокольчик и косынка, которой можно завязать глаза.

Малышу предстоит с закрытыми глазами поймать вас в комнате, ориентируясь на звук колокольчика.

Если передвижение с закрытыми глазками небезопасно, можно упростить задачу, попросив ребёнка указывать пальчиком то направление, откуда доносится звук.

Поймай звук

Выбираете произвольный звук (или звук, который в текущий момент автоматизируете) и предлагаете ребёнку «ловить его». Всё очень просто. Вы называете слова, а если малыш слышит нужный звук, ему надо хлопнуть в ладоши.

Безусловно, в первую очередь отрабатываем парные согласные: звонкие-глухие, твёрдые-мягкие. Не забывайте уделить внимание трудным звукам — Ч, Щ, Ц, Л, Р. Не беда, если ребёнок ещё не научился их правильно произносить.

Главное, чтобы он тренировался различать их в устной речи на слух.

Эту игру можно усложнить, если ребёнок уже выучил буквы. Дайте крохе две карточки с изображением букв и объясните, что он должен поднимать вверх «правильную» букву (т.е. ту, которая обозначает присутствующий в слове звук).

Кто первый

Очень простая для взрослого, но порой невероятно сложная для дошкольника игра на распознавание звуков в слове. Вы произносите произвольные слова, а малыш должен называть их первый звук.

Как вариант — слово можно не произносить, а показывать картинку с изображением различных объектов. Следите, чтобы ребёнок произносил именно звуки и делал это правильно.

Если некоторые звуки ещё не поставлены, позволяйте ребёнку говорить, как получается, но непременно повторяйте вслед за ним правильное звучание.

Конечно, можно менять условия игры, называя не первый, а любой другой звук (второй, последний).

Три коробки

Поставьте перед ребёнком три коробки. На одной из них должно быть написано «В начале», на другой — «В конце», на третьей — «В середине». Задайте звук (случайно или тот, который требует автоматизации в речи дошкольника). Передавайте малышу предметы (вместо предметов можно подготовить карточки с изображением этих предметов), чтобы он распределял их по коробкам.

Например, работаем со звуком «м». Вы даёте ребёнку машинку, значит, малыш должен отправить игрушку в коробку с надписью «В начале». В эту же коробку отправятся мячик и мандарин, а вот замок, фломастер и лампочка должны найти своё место в коробке «В середине».

Что общего

Эта словесная игра требует от ребёнка внимательности. Подходит она скорее для ребят старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Необходимо на слух определить, какой звук повторяется в каждом слове из названной группы. Опять же, слова можно не произносить вслух, а показывать только картинки.

Так, для слов «шаль», «шум», «ёрш» общим будет звук «ш». Внимательно выбирайте слова для игры: повторяться должен только один звук!

Советы «Эврики»

  1. Занимаясь развитием слуховой внимательности и фонематического восприятия, будьте последовательны. Упражнения нужно предлагать от простых к сложным.
  2. Периодически возвращайтесь к тем упражнениям, в которых были достигнуты хорошие результаты.
  3. Смело меняйте предложенные правила, модернизируя игры-упражнения так, чтобы вам было интересно и весело.
  4. По возможности всегда обращайте внимание ребёнка на новые звуки, комментируйте звуки, которые слышите по радио, во время прогулки или дальней поездки.
  5. Разговаривая с ребёнком, никогда не коверкайте звуки. Не забывайте, кроха будет повторять то, что слышит, и так, как слышит.
  6. Играйте в разнообразные словесные игры как можно чаще. Это полезно не только для малышей, но и для школьников, а также для взрослых вплоть до глубоко пенсионного возраста.

Источник: http://NII-Evrika.ru/kak-razvivat-fonematicheskij-slux/

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция

Как развить фонематический слух у школьников

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка.

Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха.

Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук.

Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

https://www.youtube.com/watch?v=Z91Z4Jd8e54

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока.

Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания.

Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

  • Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.



Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/narushenie-fonematicheskogo-sluha

Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. Как упражнениями развивать фонематический слух

Как развить фонематический слух у школьников

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.

В детских садах подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни.

На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным.

К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

•    ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

•    ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается.

В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой.

В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов.

Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится.

Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова.

А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Как развить фонематический слух

Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:

•    правильно ставить ударение;

•    делить на слоги;

•    понимать смысл и значение каждого звука в слове;

•    выделять согласные и гласные звуки.

Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с малышами приведены ниже. Но для начала отметим, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:

•    основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

•    различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;

•    различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

•    различение отдельных слогов;

•    различение отдельных звуков речи;

•    освоение азов анализа и синтеза слов.

Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Форма игры для ребенка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей. Осталось заготовить раздаточный материал для занятий по развитию фонематического слуха (фото и вырезанные из журналов картинки, звучащие предметы и пр.) и изучить методику работы.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Другие упражнения для этого этапа:

•    «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

•    Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

•    «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

•    «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

•    «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.

•    «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

•    «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

•    «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

•    «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Четвертый этап

Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.

•    Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

•    «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

•    «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

•    «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).

•    Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

    Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

•    «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

•    «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

•    «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

 Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.

Лучшие товары с AliExpress без посредников:

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/razvitie-fonematicheskogo-slukha-samye-prostye-i-effektivnye-uprazhneniia-kak-uprazhneniiami-razvivat-fonematicheskii-slukh/

Как развивать фонематический слух: что такое, нарушения, игры,

Как развить фонематический слух у школьников

Владимир Кузьмич 19 июля, 2019

Приветствую вас, уважаемые читатели! Современные, осознанные родители стремятся всячески развивать своих детей, причем с первого года жизни, и это правильно! И развитие фонематического слуха должно быть одной из основных задач. Почему? Все просто! Без этого малыш просто не сможет распознавать звуки в потоке речи, и не сможет в дальнейшем благополучно освоить письмо и чтение.

То есть, развитие фонематического слуха — первая ступень при подготовке для обучения ребенка чтению.

Как развивать фонематический слух у детей? Какие игры и занятия являются максимально эффективными для этого? В этом материале мы поговорим о важности этого навыка, и о том, как его нужно тренировать, у малышей разного возраста.

Понятие фонематического слуха

Что такое фонематический слух? Это понятие не имеет отношения к вопросу, слышит ли малыш. Он может отлично слышать! Но при этом, к ужасу родителей, не произносить отдельные звуки, говорить, будто ротик «набит кашей». Или же – пропускать целые слоги, заменять отдельные звуки другими, и так далее. Все эти речевые трудности спровоцированы недоразвитым слухом фонематического типа.

Фонематический слух помогает нам распознавать в речи звуки (фонемы). Следовательно, помогает и различать похожие по фонетике слова, и верно их понимать. К примеру, взрослые люди без проблем поймут смысл слов дом-ком-лом. Даже если их произнести быстро.

Нарушения фонематического слуха

Проблемы с этим навыком провоцируют следующие сложности у ребенка:

  • он просто путает близкие по звучанию звуки;
  • не может связно говорить;
  • это создает сложности, когда приходит пора учиться читать и писать;
  • «жует» слова, не произносит отдельные звуки;
  • его речь сложно понять.

Есть ли подобные проблемы у вашего чада, в раннем детстве, в 4 года, или даже позже? Если да, вы просто обязаны принять меры! Иначе данный дефект у него закрепиться, и дальше исправить его будет все сложнее. Как преодолеть эту проблему? Об этом – дальше.

Развитие фонематического слуха в раннем возрасте

Здесь очень важно не упустить момент, и научить малыша слушать, замечать звуки буквально с рождения. Говорите с ним, используйте разные звуки, играя погремушками.

Обращайте внимание на разные шумы, вроде звуков грузовика, мотор у которого громче. Вот поехал трактор, он дырчит, в парке шуршат листики. Начался дождик – капли капают «кап-кап» и так далее.

Уже после года будут весьма полезны занятия с музыкальными инструментами. Возьмите, к примеру, дудочку и бубен. Продемонстрируйте звуки. Дайте инструменты малышу.

Пусть он  сам подержит их в руках, попробует с ними поиграть или даже извлечь звук.

Теперь пусть он отвернется. Потрясите бубном, пусть кроха угадает, какой инструмент играет. Повернувшись назад, пусть укажет пальчиком, что звучало. Постепенно можно увеличивать набор. Добавляйте барабан, гитару, ксилофон, маракасы, колокольчики, то, что есть в доме. Повторяйте упражнение несколько раз, каждый день или через день.

Примерно от полутора до двух лет кроха начинает говорить. И это – удивительное и очень радостное событие, и для него, и для всех близких.

В этот период, и до этого, крайне важно много говорить с ребенком. Слова вы должны проговаривать очень четко.Столь же четко проговаривайте окончания и предлоги. Формируйте очень простые фразы. Крайне важно, чтобы малыш с первых попыток применял слова верно.

До 3 лет важно развить общие навыки – умение слышать речь, слушать и произносить слова. Здесь не нужны серьезные, ежедневные уроки. Так как пока сложно судить, будут ли у крохи проблемы с речью и слухом. Есть вероятность, что все разовьется естественным путем.

Упражнения и игры для дошкольников

 Как развивать фонематический слух, если уже есть нарушения? Далее я предлагаю вам наиболее эффективные и интересные упражнения. Они помогут наладить данный навык у дошкольника, в 4 года или даже в 5 лет.  Заниматься можно дома. Важный плюс – для этих игр-занятий не нужны особые приспособления.

Задача первых занятий – показать, что слова состоят из звуков, и могут отличаться лишь одним звуком, а означать разное. Вот несколько упражнений:

  1. Предложите чаду послушать, как отличаются похожие слова, в стишке. Громко, четко прочитайте: «Скажи ка громче слово гром, оно грохочет словно гром. Скажи ка тише шесть мышат, и мышки сразу зашуршат». Предложите ребенку повторить стишок так, чтобы звуки здесь отличались, и были четко слышны.
  2. Приготовьте 2 картинки, с мишкой и с мышкой. Покажите первую, с мишкой. Спросите, кто это? Мишка, он бурый, огромный, живет в лесу, спит в берлоге. А это мышка, она крошечная, серого цвета, обитает в норке. Объясните, что слова похожи, а означают разных зверей. Произнесите их, подчеркните разницу. Пусть кроха тоже их произнесет. То же самое – со словами шина-машина, палка-галка, печка-свечка.
  3. А теперь вместе найдите слова совсем разные, не похожие: жук-поле, книжка-дом и так далее.
  4. Игры с мячиком. Бросьте ребенку мячик, предложите слово. Он должен бросить вам мячик, назвав похожее слово. Например: резина-корзина, елки-моталки, погремушка-хохотушка и так далее. Так же поиграйте, придумывая совершенно непохожие слова.
  5. Расскажите ребенку про слова длинные и короткие. Назовите примеры. Предложите найти в комнате то, что по названию – длинные слова. Потом – то, что короткие.
  6. Предложите поиграть в волшебников, которые превращают короткие слова в длинные, и наоборот. Например – кот-котенок, лис-лисеночек и так далее.
  7. Теперь упражнения с рисунками. Пусть назовет предметы с картинки громко, ясно и четко. Можно разбивать слова на 2 части – гал-ка, ко-тик, шиш-ка. Предложите назвать только первую часть слова. Затем – только вторую. Найдите более длинные слова, попробуйте разбивать их на 3 части, пусть ребенок громко их произносит.

Общие рекомендации по занятиям

Очень важно, чтобы занятия носили игровую форму. Ребенок должен играть в удовольствие, а не «отрабатывать повинность». Это – главное условие, а ниже – памятка, она содержит дополнительные советы:

  • в 2 года, в 3 года занятия должны быть очень короткими, не превышать 10-15 минут;
  • не занимайтесь, если малыш устал, хочет спать или кушать, в плохом настроении, приболел;
  • если вы увидели, что он чуть устал, потерял интерес – сразу же прекращайте;
  • пользуйтесь приведенными выше упражнениями, но меняйте предметы, картинки, стишки, песенки, чтобы сделать занятия разнообразнее.

История из жизни

Сын моего двоюродного брата не имел никаких нарушений речи и слуха, к счастью. Возможно, потому, что мой двоюродный брат – скрипач. Он преподает игру на этом инструменте,  и также работает в составе оркестра.

Буквально с первых дней жизни малыш слышал звуки музыки. Позже отец стал знакомить его со звуками других инструментов. Еще позже – брать не репетиции. Результат был удивительным – мальчик отлично говорил уже в два года.

Достаточно четко произносил звуки. Рано освоил чтение, отлично успевал в школе. Это еще раз доказывает, насколько важны звуки, и особенно звуки музыкальных инструментов, для развития детей.

Не ленитесь, дорогие родители! Развивайте у своих детей фонематический слух, а также речь, и другие навыки.

Регулярные занятия обязательно принесут свои плоды, в виде сообразительного и обучаемого ребенка!

Источник: https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/kak-razvivat-fonematicheskij-sluh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.