Классификация глухоты

Содержание

Степени тугоухости и их особенности

Классификация глухоты

Тугоухость может развиваться медленно или проявляет себя остро после травмы, инфекционного или другого заболевания. У большинства пациентов снижение слуха происходит постепенно, так что средний срок от первых симптомов до визита к врачу составляет 8-9 лет. К сожалению, поздняя диагностика тугоухости уменьшает шансы на успешную реабилитацию и возвращение к привычной жизни.

Описывая ту или иную степень снижения слуха, специалисты говорят не только о результатах инструментальных исследований, но и о степени ограничения человека, возможности получения инвалидности.

Классификация нарушений слуха

В основу классификаций потери слуха положены следующие принципы:

  • тип;
  • время наступления;
  • симметричность;
  • прогрессирование;
  • локализация (односторонняя, двухсторонняя);
  • степень утраты функции.

По типу поражения выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость. При кондуктивной снижение происходит в результате патологии проведения звуковой волны (пороки формирования органа, травмы, воспаления или инфекции наружного, среднего уха).

Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, нерва или коры больших полушарий мозга. Среди причин хромосомные аномалии, инфекции, алкоголизм матери при вынашивании беременности, травмы, опухоли, аутоиммунные процессы, возрастные изменения.

Смешанный тип включает оба поражения.

По времени возникновения различают врожденные и приобретенные случаи патологии.

Симптомы могут появиться остро (например, после приема препаратов), и тогда тугоухость называют внезапной. Если состояние усугубляется с течением времени, диагностируют прогрессирующую тугоухость.

Если изменения развиваются синхронно на обоих ушах, говорят о симметричной тугоухости, в противном случае – об асимметричной.

Сурдологи выделяют 4 степени нарушения слуха:

  • 1 степень – легкая;
  • 2 степень – умеренная;
  • 3 степень – тяжелая;
  • 4 степень – глубокая.

Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. Здоровый человек воспринимает звуки интенсивностью от 20 до 20000 Дб и распознает сигналы высокой, низкой частоты.

О тугоухости говорят тогда, когда больной перестает воспринимать сигналы, чья интенсивность находится в интервале от 20 Дб. Степени нейросенсорной тугоухости имеют те же основные характеристики, что и при кондуктивной.

Разница заключается в снижении разборчивости по звукам разной частоты.

Классификация нарушений слуха слабо связана с определением инвалидности, так как основаниями для назначения пособия становятся:

  • невозможность компенсировать тугоухость с помощью операции или технических средств;
  • утрата профпригодности при развитии заболевания;
  • получение образования в специализированном учебном учреждении (на время обучения).

При оценке степени утраты трудоспособности эксперты ориентируются на показатели того уха, которое лучше слышит и часто «снимают» инвалидность при овладении навыками жестового языка или чтения по губам.

Они объясняют, какой степени бывает потеря слуха, при которой можно претендовать на пособия по инвалидности. Так при тяжелых или глубоких нарушениях человек могут дать 2 или 3 группу инвалидности.

1 группа назначается только лицам, имеющим другие тяжелые заболевания.

Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)

Пациенты с таким нарушением слуха не торопятся к врачу. Они перестают обращать внимание на тихие фоновые звуки: пение птиц, тиканье часов, удары капель воды. Люди отмечают неудобство в распознавании шепотной речи или с трудом беседуют в шумном помещении. По данным обследования диагностическими критериями этой степени считают:

  • порог восприятия – от 26 до 40 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 6 до 3 м;
  • восприятие шепотной речи – от 2 м и менее.

Такая степень часто не мешает справляться с производственными обязанностями, бытовыми вопросами.

Умеренная – легкая потеря слуха (2 степень тугоухости)

Умеренные нарушения дают понять пациенту с тугоухостью, что у него появились определенные сложности с восприятием звуковой информации. Он может не расслышать звонок телефона, шум офисной техники. В быту или на работе такой человек станет чаще переспрашивать собеседников. А если кто-то обратится к нему в шумном помещении, то пациент с тугоухостью просто не услышит речь.

Умеренную степень диагностируют при следующих результатах исследования:

  • порог восприятия – от 41 до 55 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 3 м и менее;
  • восприятие шепотной речи – около ушной раковины.

Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)

Скрыть от себя или окружающих тяжелую степень нарушения слуха не получится.

Человек с такой тугоухостью может слышать обращенную речь лишь на близком расстоянии, если собеседник произносит слова четко и громко.

Он воспринимает обычные звуки большого города – крики, гудки автомобилей, производственный шум. Но коллективная беседа на совещании, разговор по телефону уже вызывают затруднения.

Тяжелая тугоухость может стать основанием для оформления 3 группы инвалидности. Для нее характерны следующие параметры:

  • порог восприятия – от 56 до 70 Дб;
  • восприятие разговорной речи – непосредственно рядом с ушной раковиной;
  • восприятие шепотной речи невозможно.

Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)

При такой степени нарушения общение без слухового аппарата невозможно. Человек слышит только крик с малого расстояния, не может поговорить по телефону. Без усиления он воспринимает лишь самые громкие звуки из внешней среды, например, шум самолета, отбойный молоток, концерт рок-музыки.

Характеристики степени:

  • порог восприятия – от 71 до 89 Дб;
  • восприятие разговорной речи – крик с ухом;
  • восприятие шепотной речи невозможно.

Глухота

Под глухотой понимают либо полное отсутствие слуха, либо такое выраженное снижение, при котором человек не понимает обращенную речь, а порог восприятия превышает 91 Дб. Абсолютная глухота – редкое явление.

Чаще у такого пациента сохраняется восприятие звуков, произнесенных рядом с ушной раковиной, но сложить из них слова он не в состоянии.

Именно этот признак позволяет отличить тугоухость 4 степени от глухонемоты, хоты сурдологи признаются, что такая граница весьма условна.

Возникновение глухоты до того, как ребенок начнет говорить, приводит к формированию глухонемоты.

Сводная таблица потери слуха

Краткая информация о степенях нарушения слуха представлена в таблице.

Степень снижения Значения порогов слуха на стандартных частотах (в Дб) На каком расстоянии человек воспринимает разговорную речь На каком расстоянии человек воспринимает шепот
Здоровый человек 0-25 Более 10 м 6 м
1 26-40 От 6 до 3 м От 2 м – до ушной раковины
2 41-55 От 3 м и менее Рядом с ухом
3 56-70 Громко рядом с ушной раковиной Восприятие невозможно
4 71-90 Только громкий крик рядом с ушной раковиной Восприятие невозможно
глухота Более 90 Восприятие невозможно Восприятие невозможно

Источник: https://audionika.ru/info/snizhenie-slukha/stepeni-tugoukhosti-i-ikh-osobennosti.html

Дошкольная сурдопедагогика

Классификация глухоты

В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы.

Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л. В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха.

В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудиометрии и речью. Применительно к детям раннего и дошкольного возраста чаще всего применяется игровая тональная аудиометрия.

Применение этой методики в работе с маленькими детьми (двух-трех лет) требует предварительной подготовки в виде выработки у них условно-двигательной реакции на звуковые сигналы (Э. И. Леонгард, Г. С. Лях, А. М. Марусева, Н. Д. Шматко и др.).

Различаются два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

1-я степень – снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень – потеря слуха превышает 70 дБ.

В процессе определения степени тугоухости выявляются возможности для восприятия речи на слух. При первой степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1 – 2 м.

При второй степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м. При третьей степени тугоухости, т. е.

потере слуха более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.

Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребенка уже при снижении слуха на 15 – 20 дБ. Это состояние слуха Л. В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В.

Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот.

В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц;

2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (первая и вторая группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан).

Глухие дети с лучшими остатками слуха (третья и четвертая группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.).

Глухие дети, отнесенные к третьей и четвертой группе, в состоянии различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.

Таким образом, все глухие дети имеют бо́льшие или меньшие остатки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важную роль в процессе формирования устной речи.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей в медицинских учреждениях используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с этой классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.

1-я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 40 дБ;

2-я степень – от 40 до 55 дБ;

3-я степень – от 55 до 70 дБ;

4-я степень – от 70 до 90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р. М. Боскис (1963). Опираясь на теорию Л. С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с дефектом слуха, Р. М. Боскис определила основные критерии, положенные в основу педагогической типологии детей с недостатками слуха и характеризующие своеобразие их развития.

1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых.

У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам речевого общения с помощью слуха.

Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения). Своеобразие слухового анализатора состоит в его решающей роли для формирования речи.

Невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных мыслей в письме.

В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

3. Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой – нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использования своего слуха.

4. Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития.

Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием следующих факторов: 1) степенью нарушения слуха; 2) временем возникновения слухового дефекта; 3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения; 4) индивидуальными особенностями ребенка.

Каждый из этих факторов имеет принципиальное значение при оценке речи детей. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха может быть определяющим фактором в развитии речи при прочих равных условиях. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на формировании речи. Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до двух лет), приводит к полному ее отсутствию.

Потеря слуха в возрасте от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает распад речи, если не были предприняты специальные педагогические меры. У детей старшего дошкольного возраста в случае потери слуха речь может частично сохраниться.

Однако без специальной педагогической помощи она будет постепенно ухудшаться.

Педагогические условия, в которых находился ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития.

Чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий снижения слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии.

К условиям, определяющим успешное развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи.

Для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи. Для речевого развития имеют значение и личностные особенности ребенка с пониженным слухом: активные, общительные дети лучше овладевают речью, чем вялые, пассивные.

Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической типологии по степени снижения слуха Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения).

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени.

Состояние слуха слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

По состоянию речи среди слабослышащих выделяются дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткая аграмматичная фраза) и те, кто владеет развернутой фразовой речью с небольшим отклонением в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

По времени наступления потери слуха Р. М. Боскис выделила группу ранооглохших детей, т.е. тех, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи (до двух лет), и позднооглохших, потерявших слух в период, когда речь уже была сформирована.

У позднооглохших детей речь сохраняется в различной степени, однако для ее сохранения необходима специальная сурдопедагогическая работа, которая должна начинаться сразу же после выявления потери слуха.

Позднооглохшие дети в связи со своеобразием речевого развития выделяются в особую категорию детей со сниженным слухом.

На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи Р. М. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ:

1) специальная школа для глухих (неслышащих) детей; 2) специальная школа для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: первое – для детей, владеющих развернутой речью; второе – для детей с глубоким речевым недоразвитием.

Психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис имеет важное значение также для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы основные причины снижения слуха у детей?

2. Во время посещения детского сада для глухих или слабослышащих детей проанализируйте данные о развитии детей одной из групп; выясните причины снижения слуха. Определите соотношение различных причин снижения слуха (наследственные, врожденные, приобретенные) у детей этого возраста.

3. Каковы основные теоретические положения педагогической классификации Р. М. Боскис?

4. Чем принципиально отличается развитие глухого ребенка от слабослышащего?

5. Во время педагогической практики в детском саду для слабослышащих детей выясните, есть ли в старших возрастных группах позднооглохшие дети, уточните время снижения или потери слуха, охарактеризуйте их речевое развитие.

6. Во время посещения детского сада для глухих или для слабослышащих детей проанализируйте данные аудиограмм детей по классификации Л. В. Неймана. Определите возможности восприятия речи в соответствии с данными аудиологического исследования.

7. Во время педагогической практики в детском саду для слабослышащих детей проанализируйте данные аудиограмм, определите степени тугоухости у всех детей группы. Сделайте выводы о разнообразии состава детей по состоянию слуха в группах для слабослышащих.

Литература

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.

Конигсмарк Б. В., Горлин Р. Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. – М., 1980.

Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. – Л., 1989.

Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ – М., 2001.

Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. – М., 1984.

§ 1. Выявление нарушений слуха у детей[1]

Источник: https://iknigi.net/avtor-lyudmila-golovchic/31861-doshkolnaya-surdopedagogika-lyudmila-golovchic/read/page-6.html

Тугоухость и глухота: в чем разница?

Классификация глухоты

Почти у 6 % населения диагностируют частичную или полную утрату слуха. Тугоухость и глухота создают человеку немало проблем. Трудности в общении, личной жизни, в поиске достойной работы накладывают отпечаток на психоэмоциональном здоровье, постепенно вытесняя из социальной среды. Так ли все плохо, как кажется на первый взгляд, или проблемы со слухом не повод замыкаться в себе?

В чем разница между тугоухостью и глухотой?

Обе патологии имеют одну точку соприкосновения — расстройства слуха. Выражаются в разной степени. При тугоухости человек способен в большей или меньшей степени улавливать звуки и распознавать речь. Если наступает глухота, то слышимость пропадает полностью, больной перестает слышать любые звучания и человеческую речь.

Слуховые расстройства делят на три степени тяжести:

  • легкую;
  • среднюю;
  • тяжелую.

Первые две степени указывают на тугоухость, а последняя является показателем глухоты. Независимо от характера патологии, частичная или полная потеря слуха может наблюдаться на одном ухе или на обоих. Критичный порог интенсивности воспринимаемых звуков для тугоухости составляет 25 дБ, для глухоты — 90 дБ.

При тугоухости снижается не только качество слуха, но и речевого общения. Если заболевание диагностировалось в младенческом возрасте, до того, как ребенок начал разговаривать, это значительно затрудняет его лечение, т.к. он в принципе не знает, как должна звучать речь. Отдельно выделяют врожденную глухонемоту, при которой человек с рождения не в состоянии воспринимать любые звуки.

По исследовательским данным глухотой и тугоухостью в разной степени страдает 1/6 всего населения. Из них 1/5 составляют люди в возрасте 50-60 лет. В возрасте 60-70 лет показатель возрастает до 1/3, а старше 70 лет тугоухость встречается у 2/5 пожилых людей.

Классификация глухоты и тугоухости

В медицине классифицируют виды патологий по уровню их поражения, причинам появления и в зависимости от характера течения.

Классификация по уровню поражения

Снижение качества слуха появляется в результате поражения одного или двух органов слуха. В зависимости от того, какая именно часть органа пострадала, выделяют тугоухость нейросенсорную, кондуктивную и смешанную.

Для нейросенсорной тугоухости характерно поражения той части анализатора, которая отвечает за восприятие звуков. Они доходят и воспринимаются, но мозг не распознает их. Такая ситуация может возникнуть как осложнение от болезни Меньера. При этом диагностируется повышенное давление во внутреннем ухе. Также появляется из-за перенесенных кори или менингита, некоторых вирусных заболеваний.

Нейросенсорная  тугоухость может быть как врожденной, так и приобретенной. Развивается после приема антибиотиков, мочегонных и противовоспалительных препаратов, воздействия слишком громких звуков и травмирования.

Кондуктивная тугоухость развивается в результате нарушений наружного и среднего уха, которые отвечают за восприятие и проведение звуков в головной мозг. Причинами появления недуга становятся серные пробки, воспаления и травмы. Кондуктивная патология является приобретенным заболеванием. Смешанная тугоухость сочетает симптомы первых двух видов и поражает внутреннее ухо.

Классификация по причинам развития

В зависимости от того, какие факторы вызвали появление тугоухости, выделяют ее следующие виды:

  • врожденная (наследственная или перинатальная);
  • приобретенная.

Наследственная тугоухость — результат снижения качества слуха у детей, но при этом первые признаки патологии  могут дать о себе знать только в зрелости. К заболеванию приводят мутации генетического материала одного из родителей.

Перинатальная возникает из-за нарушений в развитии плода внутриутробно или при проблемной беременности. К ним относят:

  • травмы, полученные при родоразрешении: обвитие, повреждение костей черепа;
  • инфекционные заболевания на разных сроках беременности;
  • хронические заболевания у беременной;
  • прямое и косвенное отравление организма будущей матери (курение, алкоголь, проживание в районе с неблагополучной экологией, работа с химикатами).

Приобретенное заболевание развивается постепенно под воздействие провоцирующих факторов:

  • заболевания слухового нерва или ЛОР-органов;
  • травмы головы;
  • прием медикаментов;
  • вирусные инфекции;
  • длительное воздействие больших децибелов.

Приобретенная тугоухость бывает как нейросенсорной, так и кондуктивной.

Классификация по характеру течения патологии

В зависимости от влияющих факторов болезнь может развиться буквально за месяц, а в другом случае симптоматика будет показываться постепенно, с возможным обострением признаков. Исходя из этого, выделяют внезапную глухоту, острую и хроническую тугоухость.

Внезапная глухота — осложнение после перенесенных инфекционных заболеваний. Это происходит из-за нарушений в мозговом кровообращении, опухолевых процессов или приема лекарств. В таких случаях односторонняя или двухсторонняя глухота развивается мгновенно и так же быстро слух может восстановиться.

Для острой формы заболевания характерно потеря слуха за несколько дней. Сначала появляются временные ухудшения слуха и заложенность уха, которые со временем прогрессируют. Острая тугоухость бывает четырех типов:

  • сосудистая — возникает в результате нарушений в мозге и ушах. Причинами для этого могут стать сахарный диабет, остеохондроз и другие заболевания;
  • вирусная — вызвана вирусными инфекциями, которые и спровоцировали воспаление;
  • токсическая — осложнение от лекарственных препаратов, отравление токсическими веществами;
  • травматическая — результат травм и ушибов головы и ушей.

Хроническая тугоухость развивается от несколько месяцев до нескольких лет. Постоянный шум в ушах очень мешает человеку полноценно слушать и общаться. Болезнь меняется от стадии прогрессирования до затишья. В первом случае происходит непрерывное снижение слуха. На стабильной стадии снижение не наблюдается. Этот период длится примерно полгода.

Первым шагом для постановки диагноза будет посещение врача

Симптоматика тугоухости и глухоты

Причин для появления тугоухости и глухоты много и от этого зависят признаки проявления заболевания. Изредка встречаются случаи бессимптомного протекания болезни. Основной показатель наличия патологии — снижение остроты слуха. К другим признакам относят:

  • посторонние шумы в ушах, писк, звон и т.д.;
  • плохая слышимость звуков высокой частоты;
  • плохое распознавание речи в шумной обстановке;
  • сниженная проницаемость звуков или ее отсутствие;
  • шатание тела, потеря координации;
  • ощущение передвижения окружающих предметов.

К косвенным симптомам глухоты и тугоухости относят:

  • речь на высоких тонах;
  • неправильная расстановка ударений в словах;
  • отсутствие реакции на громкие звуки;
  • жалобы на звон в ушах;
  • у новорожденных патология проявляется молчанием, они не агукают, не повторяют звуки за взрослыми, не поворачивают голову в поисках источника звуков.

Людям с нарушением слуха трудно адекватно воспринимать окружающий мир и вести беседу с другими, поэтому они отдают предпочтение замкнутому образу жизни.

Степени тугоухости и глухоты

То, насколько сильно снижен человеческий слух, определяет степень развития недуга. Для постановки правильного диагноза в медицине выделяют следующие степени тугоухости и глухоты, зависящие от восприятия звуков разных децибелов:

  • первая (легкая) степень — не распознаются звуки ниже 20 – 45 дБ. Человек способен слышать шепот на расстоянии до 3 метров и нормальную речь до 6 метров от источника звука;
  • вторая (средняя) степень — не слышны звуки громкостью менее 46 – 60 дБ. Человек нормальную речь с расстояния 4 метров, а шепот — максимум с 1 метра;
  • третья (тяжелая) степень — звуки, громкостью менее 61 – 75 дБ не слышны. Распознавание речи возможно с расстояния не более 1 метра, а шепот не слышен совсем;
  • четвертая (очень тяжелая) степень — не слышны звуки, громкость которых ниже 76 – 90 дБ. Человек плохо слышит человеческую речь;
  • пятая степень — частичная глухота. Человек не слышит звуки и не реагирует на них, если их частота менее 91 дБ. Возможна частичная слышимость очень громкой речи, которая для здорового человека будет очень дискомфортной.

Если человек не слышит даже очень громкие звуки с частотой более 91 дБ, то ему ставится диагноз — полная глухота.

Камертональный тест показывает степень нарушения слуха

Как диагностируют заболевания?

Первым шагом для постановки диагноза будет посещение врача. Он проведет опрос для определения факторов, которые могли стать причиной тугоухости. Это могут быть вопросы о воспалительных процессах, ушибах ушей или головы, посторонних шумов в ушах, присутствие головокружения, скачки слуха в зависимости от обстановки.

На втором этапе проводится тест на восприятие пациентом звуков разной громкости. Врач то с одной, то с другой стороны и на разном расстоянии произносит шепотом слова, а больной должен их распознать и воспроизвести. Также ушной канал осматривается отоскопом на предмет искривления и других дефектов прохода или барабанной перепонки.

Степень нарушения слуха показывает камертональный тест. Врач перемещает прибор возле уха и уточняет, в каком положении пациент слышит лучше. Тесты позволяют дифференцировать кондуктивную и сенсоневральную патологии.

Звукопроведение диагностируется путем аудиометрии. Для этого необходима полная звукоизоляция помещения. Пациентам включают звуки разной частоты и громкости. Те слушают и говорят, как они их воспринимают. Это дает возможность определить степень развития патологии, а также участок, на котором нарушено звуковое проведение.

Маленьким детям диагностику проводят в игровой форме. До года звуки, которые могут вызвать реакцию, это имя ребенка, звуки животных, детские песни.

Диагностика слуха у маленького ребенка

Методы лечения патологии

Метод терапии врач назначает, исходя из результатов проведенной диагностики. Лечение направлено на:

  • устранение причин;
  • снятие воспаления;
  • восстановление структур наружного и внутреннего уха;
  • улучшение кровообращения;
  • дезинтоксикацию организма.

Есть два метода избавления от патологии: консервативный и оперативный. В первом случае применяются следующие терапевтические мероприятия:

  • электростимуляция — электрический ток улучшает работу стременной мышцы, V, VII и X нервов, внутреннего уха;
  • прием опиоидных и нейросенсорных пептидов сыворотки крови человека;
  • прием биостимулирующих сывороток и антиоксидантных препаратов. Препараты способствуют восстановлению поврежденных структур уха.

Если консервативное лечение не принесло результатов или по каким-то причинам не применимо, назначают хирургическое вмешательство. Есть два вида операций, применяющиеся в зависимости от причин возникновения патологии.

  1. Если причина тугоухости в нарушении слуховых косточек, то выполняют операцию по их протезированию. Замена на синтетические аналоги позволяет наладить подвижность косточек и повысить слух пациента.
  2. Если к тугоухости привели нарушения целостности барабанной перепонки, то проводят мирингопластику, заменяя орган на синтетический.

Кроме этого есть много народных средств, которые могут дополнить комплекс мероприятий по восстановлению слуха.

Лечение тугоухости слуховыми аппаратами

Лечение тугоухости слуховыми аппаратами

Методы лечения патологий слуха развиваются с каждым днем. Слуховые аппараты активно применяются в запущенных случаях заболевания, при тяжелой двухсторонней нейросенсорной тугоухости. Протезирование и подбор прибора, а также его настройку выполняет врач-слухопротезист.

Реабилитационный период

После успешно проведенного лечения тугоухости человеку нужно время для восстановления. Реабилитационный период длится у всех по-разному, в зависимости от продолжительности заболевания, его степени и социальной жизни до терапии.

Использование слухового аппарата улучшает слух, позволяет больному корректировать свою речь. Слухопротезирование детей способствует нормальному развитию речи и психики. Действие слухового аппарата проверяется спустя две недели после его установки.

За это время человек адаптируется к тем звукам, которые передаются прибором, и привыкает к непривычной громкости речи.

Профилактика глухоты и тугоухости

Профилактические меры — самое эффективное средство борьбы с распространением тугоухости. Они помогают предотвратить почти половину всех случаев появления патологии.

Первый способ предотвратить развитие недуга — регулярное обследование людей, подверженных проблемам со слухом. К ним относятся работники химических и производственных цехов, беременные, дети и пожилые люди.

При своевременном обращении к специалисту, вероятность полного излечения составляет почти 100 %.

Источник: https://health-post.ru/tugoukhost-i-glukhota-01/

Классификация детей с нарушениями слуха

Классификация глухоты

В данной статье пойдет речь о классификации детей с нарушением слуха, методики их обследования (различия по состоянию слуха, определение степеней тугоухости и группы глухоты), а также в чем отличие нарушение слуха у ребенка от взрослого человека.

У детей с нарушением слуха имеющие стойкое двустороннее нарушение, обычное речевое общение с окружающими затруднено или без слухового аппарата невозможно. В соответствии со статистикой Всемирной Организации Здравоохранения по индустриально развитым странам, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

В России создана единая система раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности.

К настоящему времени созданы медицинские и педагогические методики выявления нарушений слуха у детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста и взрослых (Г.А. Таварткиладзе, М.Я. Козлов, Ф.Ф. Pay, И.Г. Багрова, Э.И. Леонгард, А.Л. Левин, Е.П. Кузьмичева, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.)

Данные педагогического обследования дополняют результаты медицинской диагностики нарушений слуха. Результаты аудиологического и педагогического обследования сопоставляются между собой, и только при условии их соответствия можно быть уверенным, что состояние слуха оценено правильно.

Методики обследования слуха у детей

Педагогические методики обследования слуха у детей первого года жизни основываются на регистрации безусловных ориентировочных реакций на различные звуки: музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой (погремушка, дудка, гармошка, свисток, барабан), голос (в зависимости от состояния слуха — разговорной или повышенной громкости), шепот (если отмечаются реакции на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м). Данные реакции проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, прекращении или активизации сосания и др. У детей старше 1,5 лет при обследовании слуха выявляется наличие условной двигательной реакции на различные неречевые и речевые стимулы, расстояние, на котором дети уверенно реагируют на данные стимулы определенным действием (умеют ждать начала сигнала и действуют точно на начало сигнала). В качестве звуковых стимулов используются музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой, слогосочетания и слова, произносимые голосом разговорной или повышенной громкости, шепотом. Кроме этого выявляются возможности ребенка воспринимать на слух знакомые слова с разной частотной характеристикой (используются специальные списки слов), расстояние, на котором ребенок точно повторяет предъявленные речевые стимулы. В обследование включается также выявление у ребенка возможности различать на слух знакомые слова в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания.

Различия по состоянию слуха

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.

Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения; речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.

Внутри каждой из этих групп отмечается различное понижение слуха. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.

Определение степеней тугоухости

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.

В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

  • 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
  • 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
  • 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между глухотой и тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.

При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 метров, шепот около уха.

При 2-й степени тугоухости снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метров, шепот не воспринимается.

При 3-й степени тугоухости потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

Группы глухоты

Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

  • 1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;
  • 2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
  • 3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
  • 4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот до 2000 Гц и выше.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.

  • 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
  • 2-я степень — 40—55 дБ;
  • 3-я степень — 55—70 дБ;
  • 4-я степень — 70—90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Нарушение слуха у ребенка

Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи.

Слуховое восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка.

Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения.

Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии.

Для успешного развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение обще развивающих и коррекционных занятий. На процесс речевого развития детей с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.

), которые значительно затрудняют процесс формирования речи и развития личности в целом.

Глухие и слабослышащие

Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической типологии, P.M. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории.

Первая категория — дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до 2 лет), — это ранооглохшие дети.

Вторая категория — дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен — это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей: слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи P.M. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования.

В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ: специальная школа для, глухих детей и специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первое; — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким недоразвитием речи.

Вывод. Дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии в качестве первичных, а также педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха.

Источник: https://stznaniy.ru/razvitie-rechi-u-slaboslyshashchikh-detej/124-klassifikatsiya-detej-s-narusheniyami-slukha.html

Типы и степени тугоухости: причины, симптомы и методы диагностики

Классификация глухоты

страница // Ваш слух // Типы и степени тугоухости

Тугоухость-это частичное нарушение слуха, которое характеризуется ухудшением способности обнаруживать и понимать звуки.

В зависимости от степени нарушения слуха человек перестает слышать некоторые части речевого сигнала, в результате чего нарушается разборчивость речи. Тугоухость может возникнуть неожиданно или развиваться постепенно.

Она может появиться в результате нарушений в слуховой системе и отразиться на различных участках частотного диапазона.

Различают следующие типы тугоухости в зависимости от места возникновения и нарушения в ухе :

  • Нейросенсорная (или сенсоневральная) тугоухость
  • Кондуктивная тугоухость
  • Смешанная тугоухость.

Нейросенсорная тугоухость

Это нарушение слуха, вызванное поражением звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва  или слуховых центров головного мозга.

Сначала происходит повреждение наружных волосковых клеток, что значительно затрудняет восприятие тихих звуков.

В результате чего человеку, страдающему нейросенсорной тугоухостью, кажется, что звук в 50 дБ звучит тихо, , в то время как нормально слышащий человек воспринимает этот звук вполне комфортно.

Существуют следующие причины развития нейросенсорной тугоухости:

  • Свинка
  • Менингит
  • Рассеянный склероз
  • Неврит слухового нерва
  • Возрастное снижение слуха
  • Сильный шум без защиты от него
  • Краснуха матери во время беременности
  • Нарушение кровоснабжения слухового нерва
  • Определенные лекарства (цисплатин, хинин, ряд антибиотиков)
  • Повышение давления жидкостей внутреннего уха (болезнь Меньера).

Нейросенсорная тугоухость, к сожалению, не подлежит ни оперативному, ни медикаментозному лечению и может быть компенсирована с помощью подбора слуховых аппаратов.

Кондуктивная тугоухость

Это нарушение слуха, связанное с проблемами при передачи звука либо с самом слуховом проходе, либо в среднем ухе. Кондуктивная тугоухость возникает на уровне наружного слухового прохода или среднего уха. Среди причин возникновения кондуктивной тугоухости выделяют:

  • На уровне наружного уха: опухоли, наружный отит, пороки развития, серные пробки.
  • На уровни среднего уха: отосклероз, повреждение слуховых косточек, острые и хронические средние отиты, нарушения функции слуховой (евстахиевой) трубы.

В некоторых случаях кондуктивная тугоухость лечится медикаментозно или хирургическим путем. В других случаях для этого используют слуховые аппараты, поскольку кортиев орган в улитке продолжает функционировать нормально и главной проблемой становится лишь преодоление препятствия в наружном или среднем ухе.

Смешанная тугоухость

Смешанная тугоухость-это сочетание у одного человека кондуктивной и нейросенсорной тугоухости. Данный тип тугоухости корректируется использованием слухового аппарата и медицинским лечением.

Посмотрите видео, чтобы узнать больше о типах нарушения слуха.

Степени снижения слуха

Как правило, при тугоухости слух снижается постепенно, иногда на протяжении нескольких лет. Различают стабильную и прогрессирующую стадию хронической тугоухости.

Для определения степени тугоухости проводят специальное исследование- аудиометрию. Для этого испытуемому надо различить звуки основных частот.

Чем большая громкость звука требуется для того, чтобы тестируемый человек его услышал, тем большая степень тугоухости у него имеется.

В Беларуси принята следующая классификация степеней нарушения слуха:

Степень нарушения слухаОписание степени нарушения слуха
Нормальный слух0-25 дБ
I Степень25-40 дБ

Неспособность слышать тихие звуки, трудности с разборчивостью речи в шумной обстановке.

II Степень40-55дБ
Неспособность слышать тихие звуки и звуки средней громкости, значительные трудности с разборчивостью речи, особенно при фоновом шуме.
III Степень 55-70 дБ
Неспособность слышать большинство звуков. Чтобы быть услышанным, говорящему приходится значительно повышать голос. Общение в группе людей проблематично и требует существенных усилий.
IV Степень 70-90 дБ

Различимы только очень громкие звуки, общение без использования жестового языка или слухового аппарата практически невозможно.

Полная потеря слухаСвыше 90 дБ

Запишитесь на прием к сурдологу, чтобы узнать все ли в порядке с вашим слухом и нет поводов для беспокойства

Источник: https://sluh.by/hearing-about/tipyi-i-stepeni-tugouhosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.