Лечится ли дизартрия у детей

Содержание

Дизартрия у детей и взрослых – формы нарушения, лечение и коррекция произношения

Лечится ли дизартрия у детей

Дизартрия – это нарушение речи, связанное с затруднением произношения звуков и слов по причине неврологических нарушений.

Важно понимать, что при дизартрии человек прекрасно понимает речь, может писать и формулировать свои мысли, но не может произносить слова из-за нарушения иннервации речевого аппарата, а именно губ, языка, мягкого неба.

Если дизартрия формируется в раннем возрасте, то могут возникать сложности и с письмом, пониманием речи, так как затрудняется выработка этих навыков.

Причины дизартрии

У детей дизартрия часто бывает связана с внутриутробным повреждением центральной нервной системы (ЦНС) или родовой травмой, гипоксией, асфиксией в родах. Очень часто дизартрия является симптомом детского церебрального паралича.

Недоношенность, желтуха новорожденного (гипербилирубинемия) тоже являются фактором риска повреждения нервной системы. Внутриутробно на плод могут воздействовать самые разные факторы: токсины, инфекции, хронические заболевания матери и т.д.

После рождения дизартрия может стать осложнением различных заболеваний нервной системы (менингиты, энцефалиты), травм, отравлений.

У взрослых к этим причинам добавляются инсульты, более часто встречающиеся, чем в детстве, опухоли головного мозга. Существует множество заболеваний нервной системы, которые могут сопровождаться дизартрией.

Это рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический склероз, атеросклероз сосудов головного мозга и прочие.

Симптомы дизартрии

Главный симптом дизартрии – это невнятная речь. Степень его выраженности может колебаться от абсолютно неразборчивой речи до небольших дефектов произношения (стертая форма). Артикуляция нарушается из-за изменения тонуса мышц, отвечающих за образование звуков, сбои в их работе. Это может быть гипертонус, дистония, гипотония.

  • Гипертонус артикуляционных мышц проявляется в невозможности говорить, так как спастичные мышцы не позволяют формировать звуки.
  • Дистония проявляется в резком и неадекватном напряжении мышц при попытке говорить.
  • Гипотония – невозможность производить членораздельные звуки из-за вялости всех мышц речевого аппарата. При гипотонии рот обычно приоткрыт, язык неподвижен, характернагиперсаливация. Звуки приобретают носовой оттенок (назализация).

Виды дизартрии

Существует несколько классификаций дизартрии, основанных на разных критериях. Каждая из них используется в практической медицине, помогая более четко сформулировать диагноз и определить тактику лечения.

1. По локализации поражения:

  • Бульбарная – связана с поражением ядер черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге. Из-за атонии мышц рта характерны арефлексия, амимия, нарушаются жевание, сосание, глотание, гиперсаливация. Звуки не дифференцируются, имеют место назализация, дисфония.
  • Псевдобульбарная – связана с поражением проводящих путей. Характерен спастический паралич и гипертонус мышц рта, особенно языка, что вызывает затруднение произвольных движений, гиперсаливацию, нарушение глотания, иногда поперхивание, назализацию речи, грубые нарушения в формировании звуков.
  • Экстрапирамидная (подкорковая) – связана с поражением подкорковых ядер головного мозга. Для нее характерны гиперкинезы (насильственные движения) артикуляционных и мимических мышц, которые часто возникают при попытке говорить, могут вызывать спонтанные выкрики. Речь может ускоряться или затормаживаться, нарушается ее ритм.
  • Мозжечковая – связана с поражением мозжечка и проводящих путей. Характерна дискоординация речи, что проявляется нарушением ее ритма, выкриками, при общем замедлении и невнятности. Часто мозжечковая дизартрия сочетается с нарушениями движений в целом (шаткая походка, неловкость движений).
  • Корковая – связана с очаговыми поражениями коры головного мозга. При ней нарушается произвольная моторика.

2. По степени тяжести (обычно используют логопеды):

  • 1 – нарушения выявляются только при специальном обследовании (стертая дизартрия);
  • 2 – речь понятна, но дефекты есть, и они заметны со стороны (легкая дизартрия);
  • 3 – речь очень изменена, но может быть понятна при определенных навыках общения с пациентом (дизартрия средней степени тяжести);
  • 4 – речь либо совсем неразборчива, либо отсутствует (тяжелая дизартрия).

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

10 116 отзывов Мануальный терапевт Невролог Рефлексотерапевт Врач высшей категории Шнигирист Александр Ильич Стаж 28 лет Кандидат медицинских наук 9 30 отзывов Мануальный терапевт Невролог Рефлексотерапевт Вертебролог Врач высшей категории Пятков Сергей Анатольевич Стаж 21 год Кандидат медицинских наук 8.

9 9 отзывов Невролог Рефлексотерапевт Вертебролог Врач высшей категории Сбитнева Наталья Георгиевна Стаж 40 лет 8.9 24 отзывов Кардиолог Терапевт Аритмолог Гастроэнтеролог Невролог Врач высшей категории Карманов Сергей Сергеевич Стаж 13 лет Кандидат медицинских наук 8 (495) 185-01-01 8 (499) 969-25-84 8.

9 14 отзывов Невролог Врач второй категории Аносова Мария Олеговна Стаж 14 лет 8 (499) 519-39-10 8 (499) 519-39-98 8 (499) 519-36-01 10 58 отзывов Полевая Елена Валерьевна Стаж 25 лет Кандидат медицинских наук 9.

4 7 отзывов Мануальный терапевт Невролог Логопед Рефлексотерапевт Врач высшей категории Лампси Александр Сергеевич Стаж 23 года Кандидат медицинских наук 9.3 14 отзывов Семёнова Юлия Викторовна Стаж 26 лет 8 (495) 185-01-01 8 (499) 969-29-32 8.

3 3 отзывов Невролог Кинезиолог Вертебролог Реабилитолог Вегетолог Гериатр (геронтолог) Рефлексотерапевт Врач первой категории Кубышта Светлана Михайловна Стаж 15 лет 8 (495) 185-01-01 8 (499) 519-36-58 8.7 5 отзывов Челяпина-Постникова Марина Викторовна Стаж 12 лет Кандидат медицинских наук

Диагностика дизартрии

При нарушениях речи диагностику проводят врачи: невролог или логопед, но лучше проконсультироваться у обоих специалистов. Учитывая, что дизартрия всегда является следствием неврологической патологии, необходима полная диагностика состояния центральной нервной системы. Она включает:

Логопедическое обследование направлено на оценку степени тяжести дизартрии и проведение дифференциальной диагностики с другими состояниями, сопровождающимися нарушением речи (например, афазия).

Существуют специальные методики для оценки состояния мимических и артикуляционных мышц, ритма речи, интонаций. Обязательно оценивается письменная речь, которая при дизартрии не страдает, но нарушается при других состояниях.

Оценивается динамика состояния речи – дизартрия может быть первичной, то есть присутствовать с рождения, или появиться позднее в результате воздействия каких-либо внешних факторов.

В диагнозе указывается предположительный вид дизартрии, степень ее тяжести, иногда используется формулировка «общее нарушение речи» (ОНР).

Основная цель терапии дизартрии – это разработка речевого аппарата и улучшение артикуляции. Для ее достижения необходимо нормализовать тонус мышц, задействованных в речи, и их иннервацию.

Может быть назначена медикаментозная терапия, но чаще всего используются немедикаментозные методы реабилитации. Физиотерапия при дизартрии помогает улучшить метаболизм мышечной ткани, то есть нормализовать ее функциональные способности.

Хороший эффект оказывает рефлексотерапия, выполняемая при помощи игл или точечного массажа.

Существуют методики с использованием пиявок, специальные упражнения для разработки мышц (артикуляционная гимнастика), специальный логопедический массаж, помогающий справиться с гипертонусом и спазмом мышц. На фоне проводимого комплексного лечения выполняются упражнения по коррекции произношения, постановка правильной артикуляции.

Медикаменты при дизартрии назначаются для улучшения питания тканей нервной системы. Обычно это препараты, повышающие кровоснабжение мозга (пирацетам, ноотропил, фенибут), а также витамины группы В (магне В6). При гипертонусе могут быть назначены успокоительные средства (персен, тенотен).

Так как дизартрия часто является симптомом какого-либо неврологического заболевания, для восстановления речи его необходимо лечить.

Как лечить дизартрию у ребенка?

У взрослого дизартрия чаще носит вторичный характер, то есть пациент умеет говорить, но испытывает сложности с артикуляцией в силу изменения иннервации или состояния мышечного тонуса. У детей не происходит выработки речевого навыка, поэтому лечение дизартрии у ребенка – процесс намного более сложный.

Нужно не только нормализовать тонус всех задействованных в артикуляции мышц, но и научить ребенка говорить правильно. По этой причине лечение должно проводиться с обязательным участием логопеда, который обучает ребенка специальным упражнениям, помогающим в становлении речи.

Дети с дизартрией обязательно должны посещать логопедическую группу в детском саду, а если это невозможно, то индивидуальные занятия.

Прогноз при дизартрии

При проведении комплексной реабилитации вполне возможно достижение значительных результатов в формировании речи. Важную роль играет настрой пациента и правильно подобранные методы лечения.

При стертой дизартрии возможно полное восстановление речи, она практически не отличается от речи здорового человека.

При более тяжелых формах нормальной артикуляции обычно достичь не удается, но все же регулярные занятия с логопедом, соблюдение всех рекомендаций позволяют рассчитывать на возможность относительно комфортного существования в обществе.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Источник: https://illness.DocDoc.ru/dizartrija

Способы лечения заболевания дизартрия у детей в 5 лет

Лечится ли дизартрия у детей

Детская дизартрия – распространённая патология, и количество заболевших малышей с каждый годом в нашей стране растет. Заболевание характеризуется нарушением речевого аппарата, снижением силы голоса, замедлением психофизического развития, ограничением подвижности языка и губ, нарушением скорости чтения и письма.

Дизартрия у детей не является самостоятельной патологией, причиной появления симптомов может быть совсем другое заболевание, лечение в возрасте 5 лет должно быть комплексным, так как избавиться от нарушений непросто.

Симптомы и причины, вызывающие заболевание

Симптоматика у данной патологии изначально может напоминать простудное заболевание, но, по мере развития, ситуация будет ухудшаться:

  • появление гнусавости, как при насморке;
  • нечеткая речь;
  • слабый голос;
  • отсутствие интонации в речи;
  • сбитое дыхание;
  • полуоткрытый рот;
  • необычный ритм речи.

Осложненная дизартрия может вызвать тяжелое состояние – анартрию, при которой ребенок престает произносить членораздельные звуки. Дизартрия – это тяжелое мозговое нарушение, чтобы решить, как его лечить, в первую очередь, при появлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу.

Причинами возникновения таких проявлений могут быть следующие заболевания:

  1. сильные интоксикации организма;
  2. родовая травма;
  3. инфекции головного мозга;
  4. ДЦП;
  5. нарушения в ЦНС;
  6. ранее перенесенный менингит, энцефалит и пр.

ВНИМАНИЕ! Лечение дизартрии у детей отмечается своей длительностью и трудностью, преодолеть этот вид заболевания крайне сложно, требуется много времени и терпения.

Лечение

Для того чтобы врач смог назначить действенный курс терапии, нужно обязательно диагностировать заболевание всеми возможными способами, выяснить вид, степень и скорость развития нарушений.

Эффективная терапия включает в себя: несколько методик разработки мышц лица, терапию медикаментами и упражнения, выполняемые в домашних условиях, работу коррекционного педагога с ребенком в индивидуальном порядке, массаж, гимнастику, реже методы народной медицины.

Самые распространенные методики лечения заболевания, которые должны входить в назначения врачей:

  • логопедическая коррекция;
  • прием лекарственных средств;
  • лечебная физкультура.

Детей с сильными дефектами речи и развития рекомендуется отдать в специальные коррекционные детские сады для того, чтобы не изолировать малыша от сверстников.

Коррекция

Логопедическая коррекция включает в себя:

Логопедические занятия могут проводиться в индивидуальном порядке, можно приводить ребенка в группы коррекции, где с ним будут прорабатывать улучшение звукопроизношения, артикуляции, дикции, развивать мелкую моторику. Такие занятия дают действенные результаты, но занимают большое количество времени.

Дизартрия у детей может повлечь за собой нарушение развития, лечение в 5 лет частично дается специализированным детским садом в группах коррекции.

Хороший результат с благоприятным прогнозом терапии дает работа с животными: плавание с дельфинами, общение с лошадьми, посещение контактных зоопарков, хорошо бы завести домашнего питомца.

Проявление заботы и тепла, исключение тревожности у ребенка, стрессовых ситуаций и негативных эмоций скажутся на процессе лечения положительно.

ВАЖНО! Для улучшения состояния в комплексную терапию должна входить работа логопеда, педагога и психоневролога.

Профилактика мозговых нарушений должна начинаться с рождения малыша, она включает в себя предупреждение инфекционных заболеваний мозга, травм головы, интоксикаций.

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

Медикаментозное лечение

От мозговых нарушений такого типа, как дизартрия, определенного медикаментозного средства не существует. Прописываемые лекарства созданы для снятия симптомов, нормализации тонуса мышц лица, улучшения кровообращения.

Обычно лечение дизартрии у детей включает в себя прием следующих препаратов:

  • ноотропы – стимулируют кровообращение в головном мозге. Врачи выписывают Пирацетам, Энцефабол, Луцетам, Пикамелон;
  • сосудистые препараты – Кавитон, Стругерон, Глиатилин;
  • успокаивающие седативные средства – Пустырник форте, Тенотен, Персен;
  • для уменьшения слюноотделения – Атропин;
  • метаболитические препараты – Церебролизат, Актовегин.

ВАЖНО! При дизартрии нельзя выбирать только медикаменты или педагогическую коррекцию, все методы должны быть использованы в комплексе и направлены на терпеливое и усердное лечение.

Для улучшения состояния организма в целом, облегчения симптоматики, врач может назначить дополнительный прием Магния или Пантогама. На частичное устранение дефектов речи требуется много времени, иногда это растягивается до года. Начинать прием препаратов самостоятельно категорически запрещено, все лекарства должны быть выписаны врачом в строгой дозировке.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура включает в себя мимический массаж, гимнастику лица, для укрепления артикуляционных мышц. Результат лечения дизартрии у детей 5-6 лет и более раннего возраста всегда остается в подвешенном состоянии, никто не сможет составить прогноз, так как данное заболевание коварно и может повлечь за собой разрушение ЦНС.

Нетрадиционные методы лечения

Многие родители подключают к традиционной медицине следующие народные методы:

  1. гирудотерапию;
  2. игротерапию;
  3. фитолечение.

Нет доказательств эффективности данных методик, поэтому такие отклонения от традиционного лечения должны обговариваться с лечащим врачом.

Вспомогательные упражнения

Важно помнить, что положительный результат зависит не только от врачей и педагогов, но, в большей части, и от родителей, которые должны действовать в симбиозе с профессионалами и заниматься с чадом в домашних условиях.

Список упражнений, которые помогут снизить симптоматику заболевания:

  • надувание обеих щек и их втягивание без использования глотка воздуха, это упражнение нужно выполнять с закрытым ртом;
  • перемещать орех или кусок рафинада языком во рту, медленно перекатывая его из стороны в сторону;
  • закинуть голову назад и делать глотательные движения с закрытым ртом;
  • открыть максимально широко рот, язык в спокойном положении, продержаться так 10 секунд;
  • держать между губ различные предметы, разного диаметра и веса, например, ручку, бутылочки и т. д.

Все упражнения выполняются по мере уставания, они не должны переутомлять. Полезно вслух разучивать с детьми скороговорки и потешки. Важно начать вовремя лечение дизартрии у малыша, заметив первые симптомы, скорее обратиться к врачу и начать действовать.

Итоги и прогнозирование

Детская дизартрия не поддается прогнозированию, многие врачи могут лишь разводить руками.

Лечение дизартрии у детей – тяжелое испытание для родителей, важно подойти к проблеме комплексно и серьезно, результаты от корректировки будут не сразу. Отчаиваться не стоит, многие дети с данным заболеванием живут нормальной жизнью, посещают обычные учебные заведения и без проблем общаются со сверстниками.

В случае если у ребенка имеются перинатальные поражения головного мозга, коррекционные мероприятия нужно начинать с самого рождения.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/lechenie-dizartrii-u-detej-5-let.html

Дизартрия у детей: причины нарушения речи и лечение заболевания – Извилина

Лечится ли дизартрия у детей

Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи, а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков.

Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать.

Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах.

Как лечить дизартрию у ребенка

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние больного.

Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия:

  • логопедическая коррекция;
  • лечение медикаментозное;
  • массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • ЛФК.

Опасное и тяжелое заболевание энцефалопатия печеночная практически всегда заканчивается летальным исходом. Есть ли способы этого избежать?

Не менее тяжелое расстройство речи у ребенка — сенсомоторная алалия. Лечение этого заболевания должно идти по нескольким направлениям. Только тогда оно будет достаточно успешным.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует.

Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

В медикаментозное лечение дизартрии у детей входят такие препараты:

  • Пантогам и снимающие спазм сосудов лекарства;
  • Магне В6.

Из серьезных препаратов могут назначить:

  1. Сосудистые: Кавинтон, Циннаризин, Стугерон, Глиатилин и Инстенон.
  2. Ноотропы: Пантокальцин, Энцефабол, Пикамилон.
  3. Метаболитические: Церебролизин, Актовегин, Церебролизат.
  4. Седативные: Персен, Ново-пассит, Тенотен.

Неплохие результаты показали следующие лекарства: Пирацетам, Финлепсин и Цереброкурин.

Легче происходит лечение стёртой дизартрии у детей.

В таких случаях часто применяется иглоукалывание (рефлексотерапия), физиопрецедуры и даже гирудотерапия (лечебные пиявки). Эти способы лечения являются вспомогательными.

Логопедическая практика у ребенка основывается на общем развитии всех сторон речи: грамматический строй, словарь, фонематический слых.

Упражнения и гимнастика направлены на развитие слухового восприятия, системы дыхания, внимания и памяти, а также стимуляцию артикуляции и общей моторики. Это важно, так как такие дети испытывают часто трудности в обучении письменной речи.

  • Отзывы родителей указывают на то, что среди прочих методик лечения дизартрии у детей очень полезным является также обучение детей в логопедических группах детского сада.
  • Популярной методикой лечения является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой, которая позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи.
  • Суть гимнастики — резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребенка.

Вдохи следует проводить произвольно и естественно. Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде.

В зависимости от степени и формы дизартрии, дыхательные упражнения подбираются индивидуально.

Обычно лечение проводят в стационаре, затем амбулаторно. Основная цель лечения дизартрию — устранить первопричину ее появления, то есть основного заболевания. Полный курс терапии составляет 4-5 месяцев.

Немаловажное значение несет лечебная физкультура. Все виды упражнений — развитие общей моторики. Лучше провести их перед гимнастикой для органов речи, босым без обуви.

Проводят и курсы массажа. Каждая техника массажа выполняется осторожно, без усилий, с легким разминанием, чтобы не вызвать спазм.

Осложнения и последствия

Дизартрия может привести к следующим осложнениям:

  • проблемы с социальной связью, способностью нормально общаться;
  • социальные проблемы, влияющие на отношения в семье и друзьями;
  • депрессии и социальной изоляции.

Отзывы родителей и врачей о методах лечения

Лечение дизартрии у детей беспокоит многих родителей и специалистов, изучим отзывы, которые они оставляют по результатам лечения:

  1. Елена. Моему сыну 5 лет поставили диагноз — дизартрия и ОНР 3 степени. Больше года мы работаем с частным логопедом и в результате имеем очень хорошие результаты, причем особенно заметны они тем, кто давно не видел моего сына. Конечно до идеала еще далеко, но мы работаем и отступать не собираемся. В сентябре уже собрались идти в логопедический детский садик, надеемся, что станет еще лучше.
  2. Марина. У моего сына тоже была дизартрия. Сейчас ему уже 14 лет — не осталось ничего практически явного от этой болезни. Он учится в англо-немецкой гимназии и имеет по английскому и русскому языку самые высокие оценки. Долго работали с логопедом частным образом. Ему делали специальный массаж, физиопроцедуры и физические упражнения.
  3. Виктор Петрович, доктор. Бездействие — враг в достижении положительного эффекта в лечении, поэтому очень важно начать лечение как можно раньше. И еще, дорогие родители, ни один специалист не избавит ребенка от дизартрии без вашей помощи.

Прогноз

  1. Причем основную роль в лечении играет терапия ключевой болезни, усердие пациента и его родителей.
  2. На практически полную нормализацию функцию речи могут рассчитывать в случае дизартрии стертой.

  3. Такие дети, овладевая навыками правильной речи, могут вполне обучаться в обычной школе, а логопедическую помощь получать в поликлинике или школьном логопункте.

В случаях тяжелых возможно лишь улучшение состояния речи.

Комплексный подход, включающий работу с логопедом, массажиста, невролога, психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре поможет достичь оптимального результата.

Профилактика дизартрии заключается в предупреждении нейроинфекции у ребенка, а также травм головного мозга, токсического воздействия.

Так как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения.

Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов. Многие дети посещают общеобразовательные заведения и практически незаметно отстают от своих одноклассников и друзей в развитии.

Читайте ещё

Источник:

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи.

Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию.

Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

  • В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:
  • В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.
  • Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:
  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Источник:

Особенности лечения дизартрии у ребенка

Речь для любого человека – это важный элемент не только общения и получения информации, но и в целом объективное отражение его высшей нервной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Именно благодаря речи, по убеждению ученых, предки человека шагнули вперед в процессе эволюции, а также возникла современная цивилизация.

Любые формы речевого нарушения у детей почти всегда связаны с тяжелыми патологиями и расстройствами деятельности центральной нервной системы.

По имеющейся форме отклонения в способности говорить у пациента, врач (или логопед) может дать прогноз относительно возможности дальнейшей коммуникации в обществе. Дизартрия у детей – это форма нарушения речи, которая возникает из-за патологической иннервации мышц лица и гортани, участвующих в формировании звуков. Дизартрия проявляется в виде неправильного произношения.

Такую патологию принято относить к формам общего недоразвития речи (ОНР), которые наблюдаются у детей с нормальным слухом и интеллектом.

Причины возникновения такого нарушения речи

Основные причины развития дизартрии у детей любого возраста следующие:

  1. Инфекции плода во время беременности женщины. Если инфекционный возбудитель заболевания поразил ЦНС в зоне нахождения ядер, контролирующих мускулатуру рта, гортани и языка, с большой долей вероятности функция таких мышц у ребенка будет снижена, что отразится на артикуляции речи в будущем.
  2. Токсикоз при беременности, который ведет не только к явлениям интоксикации матери, но и к нарушению метаболизма у плода и, соответственно, к нарушениям в его нервной системе.
  3. Травма плода при родах может приводить как к непосредственному повреждению структур трахеи и гортани, так и к нарушению функции периферических нервов.
  4. Инфекционные заболевания, которые осложнились воспалением оболочек (менингитом) или ткани головного мозга (энцефалитом).
  5. Ишемия и дистресс плода. Эти состояния ведут к гипоксическому повреждению клеток головного и спинного мозга, а также периферических нервов.
  6. Пороки и аномалии развития, связанные с неправильным формированием ЦНС. В результате их неблагоприятного воздействия на фоне неповрежденной коры мозга, которая определяет базовые свойства высшей нервной деятельности (интеллект, память и др.), могут наблюдаться нарушения в ядрах черепных нервов, иннервирующих мускулатуру лица и гортани.
  7. Наследственные или генетические заболевания и синдромы.

Источник: https://fiz-disp.ru/prochee/dizartriya-u-detej-prichiny-narusheniya-rechi-i-lechenie-zabolevaniya.html

Дизартрия у детей лечение в 5 лет: причины, лечение и прогноз

Лечится ли дизартрия у детей

Такой диагноз, как дизартрия у детей, лечение в 5 лет предполагает комплексное. Оно включает помощь психоневролога, занятия с логопедом и медикаментозную терапию. В наше время эта проблема довольно распространена, поскольку количество детей, появляющихся на свет с нарушениями деятельности нервной системы, увеличивается с каждым годом.

Описание и симптомы

Дизартрия — это заметное нарушение произношения, возникающее в силу слабой иннервации речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС.

При этом недуге затруднена подвижность органов, участвующих в речевой деятельности (губ, языка, мягкого неба, гортани), отмечается слабость речевой мускулатуры и дыхания, что затрудняет артикуляцию, поэтому страдает не просто произношение отдельных фонем, а речь в целом.

Как правило, дизартрия возникает в детском возрасте, что приводит к сложностям в восприятии речи на слух, искажению произношения слов и как результат — нарушению навыков письма и чтения.

Дизартрия у детей не является самостоятельным недугом. Ее вызывают такие причины, как патологии внутриутробного развития, родовые травмы, расстройства нервной системы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга, обширные интоксикации и др.

При таком недуге развивается обширный комплекс речевых и неврологических нарушений. Симптомы дизартрии можно выделить следующие:

  • речь нечеткая, смазанная, глухая;
  • часто ребенок говорит «в нос» или с «кашей во рту»;
  • голос тихий, слабый;
  • монотонность речи, отсутствие интонирования;
  • нарушен ритм дыхания;
  • сбивчивая речь, ускоренная или, наоборот, замедленная;
  • в тяжелых случаях наблюдается анартрия — неспособность произносить членораздельные звуки из-за поражения нервно-мышечного аппарата.

Нарушение артикуляции у детей может выражаться в повышенном или пониженном тонусе мышц речевого аппарата. Для ребенка характерно либо слишком сильное смыкание рта, ограничение движений, либо вялый язык, полуоткрытый рот, слюнотечение, ротовое дыхание. Затруднена артикуляция многих звуков, особенно согласных.

В силу сложности нарушения (мозговые поражения и т.п.) для дефектов речи при дизартрии характерна стойкость и трудность преодоления.

Период автоматизации звуков довольно продолжительный, поэтому лечение дизартрия требует длительное.

Детям с таким нарушением сложно воспринимать речь на слух, что затрудняет формирование словарного запаса и фонематический анализ и синтез. Это приводит к недоразвитию речи и дисграфии.

Степени развития недуга

Дизартрия у детей бывает легкой или тяжелой степени. Тяжелая обычно наблюдается у ребят с ДЦП и легко заметна. В речи наблюдаются сильные искажения, пропуски, замены звуков, она сложна для восприятия и понимания.

Порой родители уверены, что у ребенка нет проблем с речью, однако специалисты при поступлении в школу или при логопедическом обследовании обнаруживают у него стертую форму дизартрии (или легкой степени).

При ней наблюдаются небольшие нарушения в работе мышц артикуляционного аппарата, некоторые фонетические дефекты. Речь ребенка в основном понятна, но она невнятная.

В этом случае прогноз на восстановление артикуляции более благоприятен, нежели при тяжелой форме недуга.

Стертая дизартрия у ребенка не выделяет его резко среди ровесников, но есть ряд характерных особенностей.

Такие ребята говорят невнятно, у них плохой аппетит, поскольку им сложно пережевывать твердую пищу — яблоки, морковь, мясо и т.п.

С целью в любом случае накормить ребенка родители дают ему мягкую, перетертую пищу. Но такие действия, к сожалению, приводят к задержке развития речевого аппарата.

Мелкая моторика при стертой форме нарушения тоже страдает, а вместе с ней и гигиенические навыки, необходимые для воспроизводства точных движений. Ребенку трудно полоскать рот, поскольку слабый мышечный аппарат щек и рта это не позволяет. Нужно учить малыша надувать щеки, как будто во рту шарик, перекатывать воздух из одной половины рта в другую, втягивать щеки.

Дети-дизартрики с трудом застегивают пуговицы, отказываются зашнуровывать обувь. Это происходит вовсе не потому, что они ленивые или капризные. Им на самом деле тяжело это делать. Нужно развивать мелкую моторику рук, выполняя специальные упражнения, — пальчиковую гимнастику, перебирать крупы и т.п.

При стертой дизартрии у ребенка есть высокие шансы на полное восстановление речи, если коррекционная работа будет систематической и длительной. Это обеспечит будущему школьнику успешное обучение в общеобразовательной школе, а не в специальном учебном учреждении.

Коррекционные мероприятия

Диагноз ставит невролог, он проводит обследование и определяет конкретные лечебные мероприятия, учитывая возраст и состояние пациента.

В большинстве случаев необходимо комплексное сопровождение — терапевтическое лечение и логопедическая коррекция.

Дизартрию лечат с помощью таких методов воздействия, как: прием медпрепаратов, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), артикуляционная гимнастика, работа с логопедом, иногда нетрадиционные методы терапии.

Лечение дизартрии у детей предполагает выполнение упражнений в специальных учреждениях и в домашних условиях.

Проводятся коррекционные индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики, улучшению звукопроизношения и дикции, ритмике, дыхательной гимнастике. Процесс это не быстрый, но он дает свои результаты.

Желателен комплексный подход — совместная работа коррекционного педагога, логопеда и психоневролога, в таком случае прогноз на полноценное овладение речевой деятельностью более благоприятный.

В детской логопедии делается акцент на общее развитие свойств речи дошкольников: расширение словарного запаса, изучение грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения, работа с интонационной стороной речи. Это позволяет в дальнейшем в период начального школьного обучения избежать многих проблем при письме и чтении.

Что касается работы с детьми 5-6 лет, то коррекция дизартрии выполняется в логопедических группах детских садов или в дошкольных учреждениях специализированного типа. Благоприятный фон достигается применением нетрадиционных форм сопровождения: дельфинотерапии, иппотерапии, работы в сенсорной комнате с психологом или дефектологом, арттерапии и др.

Большую роль в успехе по преодолению речевых нарушений играет профилактика дизартрии с ранних лет жизни. Мероприятия включают предупреждение мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, отравлений организма.

Если регулярно выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию мелкой моторики, проявляя терпение и настойчивость, в большинстве случаев речь восстановится. Рано начатое лечение дизартрии, развивающая работа и логопедическая коррекция обязательно приведут к положительным результатам.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/drugie-zabolevaniya/dizartriya-u-detej-lechenie-v-5-let.html

Дизартрия

Лечится ли дизартрия у детей

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, вследствие чего происходит нарушение нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате поражения ЦНС.

Дизартрия имеет несколько форм, каждая из которых имеет свою неврологическую симптоматику. Особенность речи детей с дизартрией в том, что их речь звучит «смазано», нечетко, часто нечленораздельно.

Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходах к ее лечению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Этиологией дизартрии являются локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру.

Кроме речевых проблем, при дизартрии так же отмечаются:

  • Недостаточная интеграция в работе двигательно-кинестетических, слухо-зрительных и слухокинестетических систем;
  • Расстройства тонуса мышц (гипертонус, гипотонус или переменный);
  • Нарушения двигательной сферы (гиперкинезы, нарушение координации движений, синкинезии, оральные автоматизмы, такие как сосание, стон, причмакивание)

Степени тяжести дизартрии

Дизартрия у ребенка имеет 3 степени тяжести:

  • Анартрия – это полное отсутствие голоса и речи. Возможны отдельные нечленораздельные звуки.
  • Непосредственно дизартрия. Ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.
  • Стёртая дизартрия. Данный вид заболевания встречается наиболее часто. Ребенок не сильно выделяется среди сверстников, однако при этом достаточно неловок, быстро утомляется в процессе выполнения нагрузок, имеет стойкие расстройства в произношении звуков (по большей части — шипящих и свистящих). При разговоре проблемы с артикуляцией у ребенка выражены неярко, губы двигаются минимально.

Формы дизартрии у детей

По локализации очага поражения головного мозга дизартрия у ребенка может иметь следующие формы:

  • Бульбарная— поражены ядра периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;
  • Псевдобульбарная— обуславливается поражением проводящих систем, обеспечивающих проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга;
  • Подкорковая дизартриясвязана с поражением подкорковых ядер, которые отвечают за регуляцию мышечного тонуса и эмоциональную выразительность речи;
  • Корковая— поражены корковые структуры головного мозга, которые ответственны за наиболее тонкую иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса;
  • Мозжечковая – поражены ядра и проводящие пути мозжечка, ответственные за координированность в работе дыхательного, ого, артикуляционного аппарата и за эмоциональную выразительность речи. Редко встречается изолированно от других видов.

Причины дизартрии у детей

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относят: асфиксии, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка осуществляется нейропсихологом, логопедом и неврологом. Крайне важно провести нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а так же ЭЭГ, УЗДГ, по показаниям – МРТ мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

Коррекция при лечении дизартрии строится с учетом ее формы, возраста ребенка и уровня его развития (речевого, моторного и высших психических функций).

Основными принципами лечения дизартрии у ребеннка являются:

  • Комплексность коррекционного воздействия. В коррекции должны принимают участие: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование закономерностям нормального онтогенеза;
  • Опора на сохранные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию (сенсомоторную и когнитивную);
  • сенсорную интеграцию;
  • мозжечковую стимуляцию;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работу с звукопроизношением и слоговой структурой слова;
  • коррекцию темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • коррекцию или профилактику нарушений письма и чтения;
  • медикаментозную терапию (по показаниям);
  • лечебную физкультуру (при ДЦП).

Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома.

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Например, работа над моторными функциями ведется с использованием упражнений как в статике (устойчивые положения, как-то: удерживании рук, ног, определенных артикуляционных позиций под счет), так и в динамике (движении).

Уделяется внимание пространственной организации движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольной регуляции движений (например, останавливаться по сигналу), темпо-ритмике (движениям под счет, прохлопывание действий, перебрасывание мячиков или мешочков под счет на балансировочной доске).

Опасность отсутствия помощи специалиста и советы родителям ребенка с дизартрией

Прогноз качества жизни ребенка с дизартрией напрямую зависит от того, насколько рано началась коррекция, насколько качественно, систематично и грамотно она проводилась. Кроме того для того, чтобы прописать маршрут лечения дизартрии, необходима качественная дифференциальная диагностика.

Стоит так же отметить, что дизартрия встречается и у детей с нормальным психофизическим развитием, поэтому порой родители могут списать речевые проблемы на возраст ребенка или наследственность.

Поэтому родителям, подозревающим у своего ребенка дизартрию, следует как можно раньше обратиться за помощью к профессионалам, не упуская драгоценное время.

Огромная часть успеха в лечении дизартрии у детей зависит и от поддержки близких и родных, регулярных занятий со специалистами, выполнении всех рекомендаций дома.

В случае своевременно начатой терапии, прогноз может быть вполне благоприятным.

Источник: http://cns-neiro.ru/articles/disartriya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.