Моторная дизартрия у детей

Дизартрия — описание заболевания у детей

Моторная дизартрия у детей

Дизартрия — это речевое расстройство, которое возникает из-за поражения центра головного мозга и плохой связи мышц артикуляционного аппарата с нервной системой. Симптомы нарушения могут различаться в зависимости от степени развития патологии. Наиболее тяжелое последствие — полное отсутствие речи.

Разновидности и классификация заболевания

Существуют следующие разновидности дизартрии у детей и взрослых:

  1. Бульбарная. Чаще всего связана с повреждением ядер черепно-мозговых нервов или структур в продолговатом мозге. Данная форма выражается в частичном или полном параличе мышц глотки и языка. Наблюдается общая слабая мимика. Дети пытаются произносить отдельные звуки, но они неразборчивые. Речь невнятная, замедленная.
  2. Псевдобульбарная. Встречается у детей чаще всего. Может быть паретической, спастической или смешанной. В первом случае мышцы полностью атрофированы. При спастическом типе наблюдаются спазмы. Заболевание развивается из-за повреждения корково-ядерных проводящих путей.
  3. Подкорковая. Развивается из-за поражения подкорковых узлов головного мозга. К числу характерных симптомов относят замедленную речь и неконтролируемую мимику. Из-за спазмов возможны спонтанные выкрики. При легких нарушениях изменяется тембр и темп речи. Интонация может быть неуместной.
  4. Мозжечковая. Возникает из-за повреждения мозжечка и соседних проводящих путей. Встречается крайне редко. Дети с дизартрией данного типа плохо контролируют не только собственное произношение, но и движения. Они могут неожиданно выкрикивать отдельные звуки и слова. Громкость постоянно изменяется. Характерна неуверенная походка. Удержание равновесия дается с трудом. Часто мозжечковая дизартрия сочетается с другими формами.
  5. Корковая. Развивается при очаговых поражениях коры головного мозга. Тоже может сопровождаться шаткостью походки. Заболевание часто путают с алалией или дислалией. По отдельности ребенок хорошо произносит звуки, но слова даются ему с трудом. Наиболее сложными для детей становятся согласные буквы.

Существует смешанная разновидность, но ее как отдельный тип в классификации дизартрии не выделяют. Такой диагноз ставят при наличии симптомов 2 или более форм заболевания. Подобное происходит при генерализованном повреждении структур головного мозга.

Степени развития заболевания

В зависимости от характеристики понятности речи пациента выделяют степени развития заболевания.

1 степень. Окружению не удается выявить дефекты. Симптомы почти отсутствуют. Диагноз может поставить только логопед.

2 степень. Окружающие замечают дефекты, но смысл сказанного понятен даже незнакомым людям.

3 степень. Ребенка понимают только близкие. При средней тяжести течения болезни посторонние люди могут различать отдельные слова и просьбы, но с трудом.

4 степень. Речь полностью отсутствует либо смысл непонятен даже близким.

Причины возникновения дизартрии

Этиология дизартрии — экзогенные факторы, которые возникают в результате острого воспаления, черепно-мозговой травмы и т.д. Патогенез заболевания определяется повреждением периферической или центральной нервной системы. Спровоцировать развитие дизартрии способна любая патология или фактор, которые затрагивают головной мозг.

К возможным причинам развития заболевания относят:

  • ранние роды,
  • несовместимость резус-фактора с матерью,
  • травмы в раннем послеродовом периоде,
  • кислородное голодание,
  • токсикоз и т.д.

Чаще всего дизартрия сопутствует синдрому ДЦП. В большинстве случаев наблюдается смешанная форма. Степень выраженности речевых отклонений напрямую связана с тяжестью двигательных нарушений.

Иногда дизартрия развивается у ребенка после перенесенных заболеваний. В группе риска находятся дети до 2 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Вызвать прогрессирование патологии способны энцефалит, менингит, гнойный отит, интоксикации и т.д. Дизартрия может развиться у детей постарше, но это происходит крайне редко. Чаще всего причиной становятся травмы головы, опухоли или операции.

О симптомах

Признаки различаются в зависимости от формы заболевания. Например, при подкорковой дизартрии возникают непроизвольные движения. Из-за этого ребенок не может контролировать речь и мимику.

В состоянии покоя спазмы наблюдаются реже, при совершении усилий приступы учащаются. Можно выделить основные симптомы, характерные для всех разновидностей патологии.

Основные нарушения

Первые нарушения появляются еще во младенчестве. Они связаны с атрофией мышц артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией сосательный рефлекс выражен слабо. Из-за этого они голодают при большом количестве молока у матери. При вскармливании смесями быстро утомляются, не успевают доесть свою порцию. Из-за голода груднички тревожные, часто плачут и просыпаются по ночам.

Общее развитие ребенка замедляется. Он начинает держать голову только к 5-7 месяцам. Ползать и сидеть учится к году. Навыки ходьбы появляются только после 1,5 лет. В норме дети к году уже выговаривают отдельные слоги, некоторые способны произносить первые слова.

При заболевании младенцы к этому возрасту осваивают лишь звуки. В дальнейшем слоги и слова однообразные, четкость отсутствует, произношение дается с трудом.

Дети с дизартрией неэмоциональны. Они слабо реагируют на действия родителей и появление близких людей рядом. Ребенок не улыбается, не размахивает руками и ногами, молчит.

К поздним симптомам относят дыхательные нарушения. Речь нечленораздельна. Во время произношения громкость и интонация меняются. При легкой степени может присутствовать только гнусавость. Ребенок произносит слова по слогам, некоторые звуки теряются.

Мышцы артикуляционного аппарата пребывают либо в повышенном, либо в пониженном тонусе. В первом случае дети быстро устают. Во втором — язык, щеки и губы становятся вялыми, присутствует сильное слюноотделение.

В дальнейшем возникают затруднения при выполнении развивающих упражнений. Дети плохо определяют цвет, форму и размер предметов, не могут установить их расположение. Лексикон скудный. Ребенок плохо выражает эмоции, иногда они полностью отсутствуют.

При легком течении и стертой дизартрии признаки заболевания обнаруживают не сразу. Произношение нарушено слабо. Речь невыразительна и размыта. В детском возрасте близка к норме, позднее отклонения слабые.

Звуки искажены, могут заменяться. Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют. Крупная моторика нарушена. Из-за слабых мышц рот часто открыт, может выпадать язык.

Мелкая моторика

У детей с дизартрией нарушается мелкая моторика. Происходит это из-за недостаточного развития двигательного отдела мозга. Движения и поддержание равновесия даются ребенку с трудом.

Он с раннего возраста не проявляет интерес к игрушкам и предметам, не пытается схватить их или взаимодействовать. Из-за отсутствия интереса страдают другие сферы развития. Дети плохо общаются жестами. Нет общения на основе совместных действий.

При легком течении развитие мелкой моторики происходит правильно, но запоздало. Ребенок отстает в развитии от сверстников. При тяжелом течении манипуляции с предметами неадекватны.

Со стороны действия детей выглядят непоследовательными: они могут пытаться протиснуть круглый шар через квадратное отверстие. Ребенок не понимает, как играть с пирамидой, и не умеет сортировать предметы.

Взрослые дети двигаются неуклюже. Они испытывают затруднения при выполнении упражнений. Им трудно прыгать или стоять на одной ноге. При ходьбе их иногда заносит в стороны. Дети могут часто задевать предметы.

Диагностика наличия дизартрии

При появлении настораживающих симптомов следует обратиться к педиатру. Если подозрения подтвердятся, врач направит вас к логопеду и неврологу для дальнейшего обследования и проведения лечения.

https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

Для оценки состояния головного мозга и ЦНС специалист может назначить проведение МРТ и электрофизиологических процедур. К последним относят электромиографию, электроэнцефалографию и т.д. Полученные данные имеют приоритетное значение, т.к. при смазанной дизартрии речевые отклонения выражены слабо.

Логопед при обследовании оценивает наличие и степень выраженности речевых и неречевых нарушений. Последнее включает в себя изучение работы артикуляционного аппарата, состояния мимических мышц, характера дыхания.

Логопед отмечает отклонения в произношении. Он обращает внимание на то, как ребенок воспроизводит звуки, насколько хорошо контролирует ритм и темп. Важна общая разборчивость речи, ее сопровождение жестами, навыки построения предложений. Врач проверяет, как хорошо ребенок понимает других.

Часто для обследования используются задания. Они могут включать в себя чтение отрывков и ответы на вопросы, списывание текста и диктанты. Результаты помогают не только поставить диагноз, но и отличить дизартрию от схожих заболеваний.

Лечебная программа

В каждом случае курс терапии подбирается индивидуально в зависимости от формы заболевания, степени выраженности отклонений и наличия сопутствующих патологий. Лечение почти всегда проводят в домашних условиях.

Обязательны занятия с логопедом. В процессе занятий ребенку помогают восстановить дыхание, корректируют произношение и развивают мелкую моторику. Если дети не разговаривают или делают это неохотно, их стимулируют к общению.

Проводят дыхательную гимнастику и упражнения для укрепления артикуляционных мышц. На поздних этапах работают над интонацией.

При обнаружении неврологических расстройств может быть назначена медикаментозная терапия. Таким образом лечат основное заболевание, которое спровоцировало развитие дизартрии.

Большинство лекарств направлено на восстановление тканей, улучшение памяти и мозгового кровообращения, облегчение концентрации. Часто назначают физиотерапевтические процедуры: ванны, лечебную физкультуру, массажи. Хорошо помогает иглоукалывание.

Мероприятия в домашних условиях

Упражнения направлены на развитие артикуляционного аппарата. Возможность проведения домашних занятий сначала нужно обсудить с логопедом и неврологом. Вместе с детьми можно надувать воздушные шары или имитировать движения. Укрепляет мышцы открывание и закрывание рта.

Можно предложить ребенку леденец или конфету: рассасывание тренирует артикуляционный аппарат. Упражнения могут включать в себя облизывание губ или щелканье зубами. При незначительных отклонениях допускается произношение скороговорок для проработки проблемных звуков.

Коррекция моторных нарушений

Первые занятия можно проводить после 1 года. Начинать нужно с легких заданий, затем постепенно усложнять. В 2-3 года переходят к сложным упражнениям.

Для развития мелкой моторики можно проводить зарядку. Сначала сожмите пальцы в кулачок. Сделайте круговые движения запястьями. Сожмите и разожмите кулаки. Раскройте ладони.

Большие пальцы отведите в стороны. Делайте ими круговые движения. Сгибайте и разгибайте фаланги сначала всех пальцев, затем — по отдельности. Расслабьте кисти рук. Помахайте ими и встряхните. Просите ребенка воспроизвести действие после каждого движения. Все упражнения выполняйте 5 раз.

Воспитание детей

В первую очередь коррекционные мероприятия проводятся с родителями. Проблемы со здоровьем ребенка вызывают у них стресс, из-за чего возникают конфликты и напряжение. Это приводит к появлению коммуникативного барьера между членами семьи, что дополнительно затрудняет развитие детей.

Важно не относиться к ребенку как к заранее бесперспективному или тяжелобольному. Дети перенимают отношение к самим себе и своим проблемам от родителей, что определяет их шансы на реабилитацию.

Отношения между взрослым и ребенком должны быть доверительными. Следует принять недостатки детей и выработать правильную мотивацию. Нужно помогать ребенку, если у него появились комплексы, иначе он замкнется в себе и предпочтет общение жестами. Ни в коем случае нельзя способствовать появлению заниженной самооценки.

https://www.youtube.com/watch?v=GJE5bEKktEw

Нужно стимулировать ребенка к общению, строить его на позитиве и стараться вовлекать в совместную деятельность. Работа в огороде, перебирание гречки и другие похожие занятия способствуют развитию мелкой моторики.

Часто дети с дизартрией испытывают трудности при самообслуживании. Важно оказывать помощь, но в меру. Не кормите с ложки, лучше примотайте к руке бинты, чтобы ему было удобнее пользоваться ей. При гиперопеке дети становятся несамостоятельными, что в дальнейшем порождает новые проблемы.

Важно не только выполнять упражнения, но и убеждать в их значимости. Дети без мотивации хуже поддаются лечению. Обязательно стимулируйте ребенка, отмечайте его успехи и хвалите. Вам нужно создать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы занятия были более эффективными.

Прогноз дизартрии

Прогноз зависит от проявлений дизартрии, тяжести основного заболевания, участия родителей, отношения самого ребенка к своей проблеме и т.д. Если вы приступили к лечению в 5 лет, когда уже присутствуют выраженные отклонения и комплексы, удастся лишь сгладить произношение.

Ребенок, скорее всего, пойдет в специальную школу, что может оказать на него психологическое воздействие и усилить стресс. При своевременной терапии и 1-2 степени дизартрии чаще всего удается почти полностью нормализовать речь. В дальнейшем навыки поддерживаются и корректируются с помощью логопеда.

При тяжелых поражениях мозга и сильных расстройствах произношения возможно лишь улучшить состояние речевой функции. В таких случаях пациентам приходится всю жизнь бороться с проблемой, но они учатся доносить свои мысли до близких людей. Для правильной социализации детей с тяжелыми нарушениями направляют в специализированные учреждения с логопедическим уклоном.

Источник: https://GotovlusKShkole.ru/sovety_logopeda/dizartriya/dizartriya-opisanie-zabolevaniya-u-detej

Проявления дизартрии в детском возрасте, диагностические и лечебные мероприятия

Моторная дизартрия у детей

Дизартрия у детей является относительно распространенной патологией произносительной способности речи, которая нарушена по причине плохой иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата.

Заболевание может характеризоваться изменениями моторной и дыхательной функции речи, патологией воспроизведения звуков, искажением голоса.

В тяжелых случаях у пациентов отмечается отсутствие речевой функции.

При обнаружении дизартрической симптоматики больному показана консультация невролога и логопеда. Невролог направляет на дополнительные методы исследования (ЭЭГ, МРТ, ЭНМГ и другие).

Логопед оценивает состояние устной и письменной речи.

Терапия болезни включает коррекцию речевых нарушений, лечебные мероприятия (медикаменты, массаж, лечебная физкультура), гимнастику для тренировки органов артикуляции, логопедические массажные манипуляции.

Понятие дизартрии, этиологические причины, разновидности патологии

Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.

Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.

Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга.

Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока. Дизартрия часто встречается при детском церебральном параличе. Чем тяжелее двигательные нарушения у пациентов с ДЦП, тем сильнее выражены дизартрические проявления.

Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит.

Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие.

У малышей дизартрические изменения возникают по причине перенесенного отита, гидроцефального (гидроцефалия) или интоксикационного синдрома, травмы мозга.

Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.

Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):

  1. Бульбарная.
  2. Псевдобульбарная.
  3. Экстрапирамидная (подкорковая).
  4. Мозжечковая.
  5. Корковая.

Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей.

Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер. При мозжечковой разновидности заболевания поражены структуры мозжечка и его проводящие волокна.

Корковая форма спровоцирована очагами повреждения коры мозга.

При ДЦП различают следующие разновидности болезни:

  • спастико-ригидная;
  • спастико-паретическая;
  • гиперкинетическая;
  • атактическая;
  • атактико-гиперкинетическая.

В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.

Степень дизартрических нарушенийОписание
1 (стертая дизартрия)Нарушения звукопроизношения определяются только логопедом во время специфического обследования.Изменения минимальные, поэтому не заметны для окружающих.
2Патологию речи могут услышать окружающие, но при этом речь понятна.
3Понимают речь только родственники и друзья пациента, посторонние люди испытывают затруднение в разборе речи.
4Речевая функция отсутствует или не понятна для родственников.

Клинические проявления болезни

Речь больных дизартрией невнятна, звуки произносятся нечетко. Невнятность вызвана плохим проведением нервных импульсов к органам артикуляции. Из-за этого у больного выявляются как речевые, так и неречевые изменения.

Патология моторной функции органов речи провоцирует сильный спазм, сниженный тонус или дистонию мышц артикуляции. Из-за спазма мускулатуры у больного возникает полное смыкание губ, недостаточность движений артикуляции.

Если наблюдается гипотония мускулатуры, то язык располагается на дне ротовой полости, губы разомкнуты, рот немного открыт. У больного можно увидеть сильное слюнотечение. Так как парализована мускулатура мягкого неба, пациент говорит в нос.

При наличии мышечной дистонии во время речи слабый тонус мускулатуры сменяется повышенным.

Патология звукопроизношения может иметь различную степень клинических проявлений. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется единичными нарушениями воспроизведения звуков.

Тяжелые степени болезни сопровождаются неправильным воспроизведением звуковых единиц, их пропусками или заменами; разговор дошкольника или школьника непонятный, медленный. Пациент с более тяжелой формой патологии не хочет много разговаривать, так как испытывает дискомфорт во время речи.

А когда у больного имеется тяжелая (4) степень дизартрии, он вообще не может говорить.

Характерными симптомами дизартрических нарушений считаются стойкость изменений, трудность их коррекции. Для купирования проявлений неправильной речи нужно длительное лечение и занятия с логопедом.

У больного изменены практически все звуковые единицы, даже гласные звуки, отмечается межзубное и боковое воспроизведение шипящих и свистящих.

Пациенты часто произносят звуки более звонко или слишком мягко (твердые согласные).

Характерным признаком патологии считается изменение дыхания во время разговора. У больных более продолжительный выдох, дыхательные движения учащены, часто прерываются. Голос звучит тихо, угасает по мере разговора. Пациент говорит без интонации.

У больных нарушено слуховое восприятие, анализ и синтезирование звуков. Словарный запас недостаточно сформирован, нет грамотности речи. Во время логопедического обследования диагностируется общее и фонематическое недоразвитие речи, нарушение письма.

Проявления клинических форм патологии

При бульбарной разновидности болезни отмечается нарушение сосания, жевания, отсутствие мимики, рефлексов, нарушение глотательной функции, повышение отделения слюны, низкий тонус органов артикуляции. Движения во время речи сильно упрощены, речь невнятная. Звуки при разговоре не различимы друг от друга, имеется назальный оттенок при воспроизведении звуков.

Псевдобульбарная разновидность патологии характеризуется парезом и избыточной сократительной активностью мускулатуры. Выявить заболевание можно по изменению двигательной активности языка. Больной не может поднять кончик языка вверх, направить в стороны, зафиксировать в одном положении.

Пациенты часто не способны переключиться с одного звука на другой. Отмечается нарушение содружественных и произвольных движений мышц артикуляции. В тяжелых случаях наблюдается повышенное образование слюны, патология глотания. Речь непонятная, в разговоре слышен носовой оттенок.

Больной не может нормально воспроизвести сонорные, свистящие и шипящие звуковые единицы.

Подкорковая форма патологии отличается наличием непроизвольных сокращений мускулатуры органов артикуляции. Гиперкинезы появляются вне речевой активности, усиливаются во время разговора, что приводит к спазму мышц.

У больных изменен и ослаблен голос, возможны гортанные выкрики, быстрый или медленный темп речи, наблюдается заикание.

Подкорковая форма может диагностироваться одновременно с другими разновидностями дизартрических нарушений.

Мозжечковая разновидность характеризуется патологией работы артикуляционного аппарата, тремором языка, выкриками, толчкообразной речью. Больной скандирует речь – «рубит» слова и предложения.

Разговаривает медленно и непонятно. Звуки, которые образуются за счет передней части языка и губ, произносятся неправильно.

Сопутствуют речевым нарушениям шаткая походка, плохое равновесие, неловкость во время двигательной активности.

Корковая форма болезни проявляется изменением произвольных артикуляционных движений. У пациента нарушено дыхание во время разговора, изменен голос. Он не может нормально писать, читать, понимать речь на слух.

Диагностические мероприятия

Диагностические мероприятия начинаются с обследования у невролога и логопеда. Дальнейшее ведение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется этими же специалистами. Больного сначала направляют к неврологу. Он проводит осмотр, осуществляет сбор анамнестических данных, проводит дополнительное обследование.

Дополнительные способы диагностики:

  • Электроэнцефалография.
  • Электронейромиография.
  • Магнитно-резонансная томография и другие методики.

После полного неврологического исследования специалист ставит диагноз и направляет на осмотр к логопеду. Логопед проводит специальное обследование, которое включает оценку работы органов артикуляции, мимики, дыхания во время разговора.

Он изучает анамнестические данные пациента, особенно этап развития речевой функции (характер воспроизведения звуков, темп и ясность речи). Если больной умеет писать, логопед оценивает характер письма.

По результатам исследования специалист пишет логопедическое заключение.

Лечебные мероприятия

У детей лечение дизартрии осуществляется как неврологом, так и логопедом. После проведенного обследования невролог назначает лекарственную терапию.

Больному показаны препараты, снимающие спазм мускулатуры, а также лекарства, улучшающие иннервацию мышц. После или во время курса терапии пациенту показаны логопедические занятия.

Реабилитация также включает физиотерапевтические методики лечения.

Физиотерапия при дизартрических проявлениях:

  • Точечные, сегментарно-рефлекторные массажные процедуры.
  • Акупрессура, лечебная физкультура.
  • Механотерапия.
  • Иглорефлексотерапия.
  • Гирудотерапия.

Помимо этих методов, ребенку рекомендуют дельфинотерапию, сенсотерапию, изотерапию, лечение песком и другие. Они проводятся вместе с логопедическими занятиями, позволяют успокоить ребенка, создать благоприятную атмосферу. Работа с пациентом проходит в детских садах (ДОУ), в условиях школы, кабинете логопеда. Лечиться можно и в домашних условиях. Дома с малышом должны заниматься родители.

Логопедические занятия с дошкольниками направлены на улучшение мелкой моторики. Для этого активно применяют пальчиковую гимнастику. На занятиях также развивают работу артикуляционных органов, что достигается регулярным использованием логопедического массажа и тренировкой речи и мимики.

Активно осуществляют тренировку речевого дыхания путем проведения дыхательной гимнастики. Важно скорректировать тембр и силу голоса. Для этого делают специальные ортофонические упражнения.

Занятия направлены на улучшение звукопроизношения. Так как многие дети говорят без выражения, логопед учит ребенка использовать интонацию. Специалист старается довести воспроизведение звуков до автоматизма. Это делает речь более внятной и чистой. У больного развивают правильное чтение и письмо.

Логопедическая коррекция дизартрии у ребенка может занять много времени, так как дефекты речи очень стойкие. Детям и родителям нужно набраться терпения, чтобы достичь успеха в лечении болезни.

Прогноз и профилактические мероприятия

Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.

Когда больной старается, выполняет все рекомендации докторов и логопеда, то и вероятность нормализации речевой функции намного выше. Если речь исправлена полностью, пациент может учиться в общеобразовательной (обычной) школе.

Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.

Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).

При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.

После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.

Заключение

Дизартрия – это серьезное нарушение речевой функции, которое мешает жить ребенку.

Чтобы предупредить возникновение неблагоприятных последствий, нужно проводить профилактические мероприятия, направленные на улучшение здоровья женщин, а также детей до 1 года.

При обнаружении болезни следует вовремя обращаться к врачу. Ранняя диагностика позволит своевременно начать терапию, полностью справиться с дефектом, вернуться к нормальной жизни.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/dizartriya-u-detej/

Дизартрия

Моторная дизартрия у детей

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи.

Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, ых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений.

При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи».

При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена.

В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков.

При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных.

Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым.

Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью ых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении.

При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия.

Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики.

Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков.

При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют.

С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию).

Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.

Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии – ЭЭГ, электронейромиографии – ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции.

Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.