Слуховое внимание это

Содержание

Тренировка слуховой памяти

Слуховое внимание это

Слуховая память олицетворяет способность человека воспринимать информацию на слух, хранить и воспроизводить ее при необходимости.

Это компонент сенсорного вида памяти, который отвечает за сохранение в течение непродолжительного времени сведений, поступающих через органы слуха.

Регулярная тренировка слуховой памяти приводит к увеличению объема всех видов аудиальной информации, которую человек способен запомнить.

Определение

Слуховая память – это форма сенсорного восприятия информации для последующего хранения и использования. Синонимами слуховой являются эхоическая и аудитивная память. Информация, поступающая через органы слуха, с высокой точностью сохраняется в течение нескольких секунд.

Этот вид памяти устойчив к повреждениям, возникающим в результате поражения мозгового вещества. Обычно при тяжелых формах амнезии способность воспринимать и запоминать информацию на слух сохраняется. Невозможно одновременно улавливать большое количество звуковых стимулов, чтобы они были различимы.

Эхоическая память отражает способность воспринимать все разнообразие звуковых стимулов, которые воспроизводятся во внешней среде. Объем кратковременной и долговременной аудитивной памяти во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и генетических факторов. Примеры слуховой памяти:

  • Повторить номер телефона, который только что услышал.
  • Воссоздать в сознании имя человека, с которым только что познакомился.
  • Отвечать на вопрос, который только что прозвучал.

Как для любого другого вида памяти для слуховой формы типично избирательное запоминание сведений, которые ассоциируются с яркими эмоциями, вызывают интерес, провоцируют появление чувств.

Развитое слуховое восприятие обуславливает хорошую обучаемость при помощи устных объяснений и словесных инструкций.

Обладатели хорошей слуховой памяти лучше и быстрее осваивают навыки орфоэпии (образцовое литературное произношение), правила интонирования речи, вырабатывают выразительность речевых конструкций.

Диагностика

Диагностика состояния слуховой памяти обычно осуществляется по методике А. Лурия «10 слов». Методика заучивания 10 слов является тестом на слуховую память, который отражает способности ребенка или взрослого воспринимать информацию на слух, запоминать и воспроизводить ее в дальнейшем. Тестирование требует определенных условий:

  1. В комнате поддерживается тишина, посторонние разговоры и шумы недопустимы.
  2. Испытуемому называют 10 слов, предлагая их запомнить.
  3. Слова для тестирования подбирают с учетом критериев – однообразие (односложные или двусложные существительные в именительном падеже, единственном числе), отсутствие смысловой связи (к примеру, нельзя одновременно использовать слова «стол» и «стул»).

После зачитывания серии слов испытуемому предлагают повторить их. Тестирование с использованием 1 набора слов повторяется 5-6 раз без перерывов. После 6 попытки делают перерыв на 1 час. По завершении указанного периода испытуемый должен назвать слова, которые он запомнил, без предварительного зачитывания.

Количество слов, которые испытуемый сумел повторить в течение 1 серии, отражает уровень кратковременной слуховой памяти. Количество слов, которые испытуемый сумел повторить после часового перерыва, отражает уровень долговременной слуховой памяти.

Другой несложный тест: попросить собеседника назвать вам 4 любых однозначных числа, к примеру, «8», «1», «3» и «5». Задача испытуемого сводится к повторению названных чисел в обратном порядке.

Признаки нарушений

Упражнения на развитие слуховой памяти нужно выполнять, если наблюдаются признаки нарушения функции запоминания аудиальной информации. Сложности при обработке слуховых стимулов могут возникать как результат задержки развития речи. Детям с нарушениями речевой функции сложно повторять новые слова, необходимые для расширения словарного запаса.

Нарушения обработки аудиальных сведений коррелируют с такими расстройствами, как трудности приобретения навыков чтения, дислексия (нарушение обучения навыкам чтения и письма), дискалькулия (неспособность к выполнению арифметических задач). Признаки дефицита эхоической памяти:

  1. Сложности при выполнении пошаговых инструкций.
  2. Увеличение периода времени, необходимого для обработки звуковых стимулов.
  3. Плохая успеваемость в школе.
  4. Поведенческие нарушения, связанные с возникновением чувства неполноценности из-за нарушений восприятия звуковых стимулов.
  5. Сложности при изучении иностранного языка, понимании чужой речи.
  6. Отсутствие музыкального слуха.

Развитие слухового внимания и восприятия позволяет корректировать нарушения. В норме развитие восприятия информации на слух в детском возрасте происходит спонтанно и естественно. Когда ребенок слушает сказки, которые читают вслух взрослые, происходит становление навыков слухового восприятия. Проговаривание и повторение услышанного материала способствует закреплению приобретенных навыков.

Музыкальная память

Процесс запоминания музыкальных произведений – это музыкальная память. Она является компонентом музыкальных способностей, благодаря которому поддерживаются такие навыки, как чувство ритма и музыкальный слух. Кроме непосредственно музыкального произведения в памяти сохраняется информация, передающая эмоциональное состояние человека в момент прослушивания или проигрывания музыки.

Чтобы развить музыкальную память, применяют такой метод, как ое воспроизведение композиции без применения инструмента, что позволяет лучше запомнить мелодию, опираясь на слуховое восприятие. Если нужно запомнить большое музыкальное произведение, следует разбить его на фрагменты и осваивать постепенно. Мысленное повторение мелодии концентрирует внимание на слуховых образах.

На занятиях с дошкольниками делают музыкальные упражнения, которые предусматривают ое повторение ребенком прослушанной мелодии. Важно, чтобы ребенок передал ритмический рисунок, темп, характер звучания. Для совершенствования музыкального слуха запоминают и постоянно напевают любимые песни, передавая не только точный текст, но и малейшие звуковые оттенки оригинального исполнения.

Развитие способности к запоминанию у взрослых

Чтобы развить слуховую память, эксперты рекомендуют концентрировать внимание на звуках окружающего пространства, таких как пение птиц, шум шагов, стук молотка, возглас, донесшийся из подъезда. Прислушиваясь к разным звукам, человек тренирует систему слухового восприятия.

Развить слуховую память у взрослого поможет такой способ, как прослушивание аудиокниг при любой возможности, к примеру, в общественном транспорте, добираясь на работу или на дачу. После прослушивания аудиозаписи, важно анализировать услышанный материал, стараться мысленно или вслух воспроизвести почерпнутую информацию.

Эксперты советуют читать вслух, выбирая подходящую интонацию и четко проговаривая фразы. Упражнение способствует развитию дикции и пополнению словарного запаса. Хорошо тренирует слуховое восприятие такое упражнение, как повторение диалога из любимого кинофильма. Просматривая киноленту, нужно приостановить просмотр, записать на листе бумаги только что услышанный диалог героев.

Отличным тренажером для мозга станет определение на слух предметов обстановки. Для выполнения этого задания нужен помощник, который заставит обычные вещи в доме издавать звуки. Тому, кто выполняет задание, завязывают глаза.

Затем помощник берет любой предмет интерьера и воздействует на него, чтобы получился звук, к примеру, шуршание страниц журнала, стук ножек переставленного на другое место стула или звон хрустальной вазы, по которой постучали металлической ложкой.

Упражнения для тренировки запоминания у детей

В общеобразовательных учреждениях для развития слухового восприятия учебного материала применяют такие методы, как написание изложений и диктантов.

Упражнения для развития способности к запоминанию у детей дошкольного возраста:

  • Упражнение 1. Рекомендовано для группы детей, которые предварительно рассаживаются по кругу. Первый участник называет произвольное слово. Следующий участник повторяет первое слово и добавляет к нему новое. Следующий участник повторяет оба предыдущих слова, которые были названы другими детьми раньше, и добавляет новое. Игра продолжается пока замыкающий участник не повторит все услышанные ранее слова. Количество участников игры не превышает 15 человек. Каждый раз игра начинается с нового участника. На начальных этапах занятий лучше выбирать слова, объединенные общей тематикой. Затем, чтобы усложнить задание, можно выбирать слова, не связанные по смыслу. Если в игре участвует двое детей, они по очереди добавляют новые слова, пока общее количество слов не достигнет 15.
  • Упражнение 2. Рекомендовано для группы детей. В игре используется принцип вышеописанного упражнения с той разницей, что вместо повторения слов составляется и повторяется предложение. Первый участник называет простое предложение, состоящее из 2 слов, к примеру, «Снег идет». Второй участник дополняет предложение новым словом, к примеру, «Белый снег идет». И так далее.
  • Упражнение 3. Понадобятся фигурки животных и игровое поле, оформленное в виде доски для игры в шахматы. Каждый участник ставит свою фигурку на начальную позицию – на первую линию. Воспитатель направляет передвижение фигурок по доске, по очереди отдавая команды участникам, к примеру, «Две клетки вправо». Постепенно задача усложняется при помощи увеличения числа шагов, которые должна совершить фигурка, к примеру, «Две клетки влево, одна клетка вперед», затем «Три клетки вперед, две клетки вправо, одна клетка назад».
  • Упражнение 4. Воспитатель хлопает в ладоши, задавая определенный ритм и характер звучания. Дети повторяют хлопки в той же последовательности, соблюдая заданную длительность пауз между отдельными хлопками и громкость отдельных хлопков.

Развивающие, веселые игры на развитие слуховой памяти ассоциируются с отдыхом и развлечением. Дети с удовольствием выполняют задания, которые построены по принципу групповой игры. Интересное упражнение для развития слуховой памяти у младших школьников предполагает использование цветных карандашей.

Учитель заранее готовит черно-белую картинку, которая подкрепляется устным рассказом.

В сюжете рассказа можно использовать праздничные и текущие события (украшение елки, сбор цветов и листьев для гербария, примерка наряда для предстоящего бала) или фрагменты из популярных сказок.

Прослушав рассказ, в котором учитель обязательно указывает, какого цвета должны быть детали, изображенные на картинке, дети рисуют, передавая в своем рисунке все оттенки, какие запомнили.

Для развития слуховой памяти у дошкольников используют сюжеты детских сказок. Воспитатель собирается читать детям сказку, предложив запомнить и после прослушивания повторить ряд, связанных по смыслу слов.

К примеру, всех животных, которые были участниками сказки («Теремок», «Волк и семеро козлят»), всех персонажей («Кот в сапогах», «Красавица и Чудовище»), всех предметов, повлиявших на сюжетную линию («Аленький цветочек», «Волшебная лампа Алладина»).

Чтобы улучшить слуховую память, нужно ее тренировать, выполняя разные задания, в основе которых лежит такой принцип, как повторение прослушанного материала.

Источник: https://golovmozg.ru/profilaktika/trenirovka-sluhovoy-pamyati

Слуховое внимание и его значение в жизни человека

Слуховое внимание это



В развитии навыка писать и читать большое значение имеет слух. У человека есть 3 вида слуха.

Первый – это физический. Благодаря ему мы можем различить шум дождя и листьев, гул самолета в небе и гром и др.Второй вид – музыкальный слух, с помощью которого мы воспринимаем мелодии.

Третья разновидность – речевой слух. У человека может хорошо быть развит музыкальный слух и очень плохо – речевой.

Что такое слуховое внимание

Под слуховым вниманием понимают умение сосредоточиться на звуке. Без этого умения нет возможности слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова.

Для чего нужно слуховое внимание человеку в жизни

Ребенка необходимо научить слышать и понимать обращенную к нему речь. Если у него есть нарушения речевого слуха, он будет испытывать трудности во время обучения письма и чтения.

Это случается потому, что ребенок не знает, какой звук обозначает определенная буква, путает схожие созвучия, а обращенную к нему речь воспринимает искаженно. Очень вредно, когда радио или телевизор работают непрерывно.

Тестирование на слуховое внимание

Воспитатель в дошкольном учреждении, логопед и родитель могут определить насколько развито слуховое внимание у ребенка, проведя диагносту.

Возможные задания для теста:

  1. Разделить лист на 4 квадрата с помощью карандаша и линейке. Выполнить то, что говорит взрослый:
  • в левом верхнем квадрате нарисовать в левом верхнем углу солнце, посредине этого квадрата нарисовать елку.
  • в правом нижнем квадрате нарисовать два дома.
  • в правом нижнем квадрате нарисовать в левом верхнем углу 3 гриба, в нижней части – 2 красных яблока.
  • в правом верхнем квадрате на его середине нарисовать 1 длинную палочку зеленого цвета, 2 коротких палочки синего цвета, в правом нижнем углу – красный круг, в левом верхнем углу – зеленый овал.
  1. Из ряда слов выделить лишнее и объяснить свой выбор: руки, ноги, голова, стол; глаза, уши, нос, пальцы; яблоко, огурец, груша, абрикос; кошка, корова, волк, коза.
  2. Решить задачу: девочка собрала на огороде 4 свеклы, 3 моркови и 2 яблока. Сколько овощей всего собрала девочка?
  3. Когда взрослый назовет живое и маленькое, нужно хлопнуть в ладоши: стол, божья коровка, слон, комод, полка, муравей, булавка, квартира, гусеница, ноутбук, пчела, клавиатура, игла, жук, дверь, море, муха.
  4. Повторить ритм, который хлопает взрослый.
  5. Повторить предложение: Маша проснулась, встала с кровати, умылась, позавтракала, взяла портфель, пошла в школу.

 Упражнения для развития слухового внимания

Для того, чтобы развить слуховое внимание, используются упражнения разного рода и сложности, игры с изображениями. В процессе таких занятий ребенок:

  • учится сопоставлять слово, которое произносит, с изображением или предметом;
  • верно произносит слова сначала с 1 или 2 слогами, затем 3-х или четырехсложные слова;
  • отвечает на вопросы;
  • воспроизводит звуки с разным уровнем громкости.

Разучивание с дошкольником стишков, потешек, поговорок и т.п. развивает внимание, речь и слуховую память. Во время чтения взрослым необходимо обращать внимание на то, как они произносят слова, ведь это – образец речи.

Родители должны показать правильное произношение, а ребенок должен понять свои ошибки, поняв разницу в звучании слов. Полезное влияние на развитие слухового внимания оказывает прослушивание музыкальных композиций, детских радиопередач. Ребенку важно научиться различать звуки.

Для того, чтобы занятия не утомляли и не надоедали малышу, их рекомендуется проводить в игровой форме.

Заниматься можно в любое время: во время прогулки, при выполнении домашних обязанностей и т.д. Когда у ребенка возникнет привыкание к занятиям, и поймет, что это интересно, занятия проводятся систематически. Их длительность при этом не должна превышать 15-20 минут.

Для начала, повторяются известные малышу слова и фразы, а только потом вводятся новые. Когда он научится хорошо произносить отдельные слова и кроткие предложения, можно перейти к рассказу того, что изображено на картинке, читать детские книги.

Предлагаем следующие упражнения для развития слухового внимания и памяти:

  1. В банку положить мячик, в коробку из-под спичек – скрепки. Потрясите коробку и банку, разорвите бумагу, стучите карандашом о стакан, и т.п. Затем завяжите ребенку глаза, повторите действия. Он на слух должен определить, что вы делаете.
  2. Показать малышу музыкальные инструменты на ваш выбор. Назовите их, ребенок должен повторить их название. Когда он уже запомнил их название, продемонстрируйте звучание предметов. Затем завяжите ребенку глаза, снова продемонстрируйте звучание музыкальных инструментов. Спросите: «Что звучит?». После ответа измените порядок звучания.
  3. Подобрать и воспроизводить слова, которые имеют близкое звучание. Ребенок должен научиться их различать и объяснять, что они означают.
  4. Произнести слова, а малыш определяет какой звук есть во всех произнесенных словах.
  5. Ребенок называет свое имя. После этого он должен сказать, на какую букву оно начинается. Затем таким же образом он перечисляет всех родственников и друзей. Можно работать с картинками: ребенок называет, что изображено, потом говорит, с какого звука начинается слово. Усложнить задание можно, если попросить малыша назвать последний звук в слове.

Источник: https://logoprav.ru/diagnostika/sluhovoe-vnimanie

10 игр на развитие слухового внимания у ребенка

Слуховое внимание это
sh: 1: –format=html: not found

Что такое слуховое внимание?

– это умение сосредоточиться на звуке.

Почему оно важно?

Слуховое внимание помогает нам понимать смысл сказанного нам.

Как определить, хорошо ли развито слуховое внимание?

1. Лист бумаги разделить с помощью карандаша на 4 квадрата.

Задать ребенку подобные задания: в правом верхнем квадрате, в его правом верхнем углу нарисовать солнце; в левом нижнем квадрате, в его правом нижнем углу нарисовать цветок и т.д. стараясь задействовать все возможные варианты.

2.”Выбери лишнее”.

Из предложенных слов выбрать лишнее и объяснить, почему так считает.

Например, тарелка, кружка, стол, ложка. Лишнее слово стол, т.к. это мебель, а все остальное посуда и т.д.

3. Предложите ребенку повторить за вами ритм, который вы прохлопаете в ладоши.

Если ваш малыш с трудом справляется с этими заданиями, то, скорее всего его звуковое внимание развито недостаточно. Кстати, эти игры также можно использовать и для тренировки звукового внимания у ребенка.

Что если слуховое внимание развито плохо?

Ребенок, с плохо развитым слуховым вниманием испытывает трудности при обучении. Проблемы возникают при обучении чтению и письму, ребенок не может сопоставить звук и букву.

Причины плохо развитого слухового внимания.

Причина кроется в недостаточной запечатлённых звуков речи в языковых центрах мозга. Возможная причина чаще всего в перенесенных инфекций среднего уха (до 4х лет).

Игры

1. “Хлопни в ладоши”.

Взрослый называет различные слова, услышав слово на заданную заранее тематику, ребенок должен хлопнуть в ладоши (например, тема одежда, хлопаем на слово юбка и т.д.). Затем можно усложнить выбрать несколько тематик и выполнить разные действия. (Например, на слове из темы посуда топаем ногой, из темы фрукты двойной хлопок руками и т.д.).

Аналогичными играми можно считать детские игры с мячом такие как “съедобное-несъедобное”, “мед”.

2. “Правда или ложь”.

Взрослый произносит различные утверждения, если они верны, ребенок хлопает в ладоши, если нет, топает ногами. (Например, солнце зеленого цвета – топают ногами, зимой холодно- хлопают в ладоши и т.д.).

3. «Нос – пол – потолок».

Известная многим игра.

Когда взрослый говорит “нос” – ребенок должен дотронуться до носа, “пол” – показать пальцем на пол, “потолок”- показать пальцем на потолок. Взрослый пытается запутать ребенка, говоря нос, показывайте на потолок и т.д. Можно усложнить задание, говорить слова в разном порядке и в укоренном темпе.

4. “Где звук”.

Ребенку завязывают глаза повязкой, и предлагают угадать, с какой стороны звенит колокольчик.

5. “Угадай, что за звук”.

Выбрать несколько предметов, например, маленькая кастрюлька, стеклянный стакан, керамическая тарелка, деревянный кубик.

Берем ложку (если есть, то идеально подойдет металлическая палочка) и стучим ей по этим предметам, предложите ребенку послушать, какой звук издает каждый из предметов. А еще лучше, пусть сам постучит.

Далее завязываем ребенку глаза, и он должен угадать предмет, по которому вы сейчас ударили ложкой.

Аналогично этой можно провести игру с различными музыкальными инструментами.

6. “Где ошибка?”

Взрослый читает ребенку короткой стихотворение и делает в нем ошибку. Задача ребенка найти и исправить ее.

Например:

Все ребята точно знают,

Кошки очень громко…

мяукают (лают)

Скачет наш котенок ловко,

Очень любит он …

молоко (морковку)

Примеры таких стихотворений можно найти в интернете под названием “загадки обманки”

7.  “Испорченный телефон”

Играть в эту игру нужно в компании не менее 3 человек, чем больше игроков, тем интереснее.

Дети садятся в ряд или круг, самый первый участник говорит слово рядом сидящему игроку, так чтобы другие не слышали. Он в свою очередь передает следующему и так каждому. Последний говорит вслух, что это за слово. Тот игрок, кто “испортил телефон” садится на последнее место.

8. “Что лишнее”

Взрослый говорит слова, а ребенок должен назвать лишнее из них по звуковому составу.

Например: кроватка – ватка – шубка – стул;

Ком – сом – дом – норка.

9. Подвижная игра “Самолетики”

По команде “небо” – дети должны летать, изображая самолетик, “буря” – сесть на корточки, гараж – сесть на корточки и изобразить “домик над головой”. Взрослый пытается запутать игроков, ускоряя темп и меняя последовательность команд.

10. Игры со звуками.

Подходят для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного.

-назови первый (последний) звук в слове;

– какой звук потерялся? (произносим слово не говоря первый или последний звук);

– назови 10 слов содержащих звук [л];

– какой звук есть во всех словах. (Например: метр, рак, акробат общий звук [р] и т.д.).

– игры в слова, имена или города.

Развивайте ребенка играя!!!

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/10-igr-na-razvitie-sluhovogo-vnimaniia-u-rebenka-5d93a7d943863f00ad9cc10d?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3168721579.667.1576385148554.45670&integration=publishers_platform_yandex

Развитие зрительного и слухового внимания у дошкольников и младших школьников в школе устного счёта Соробан

Слуховое внимание это

2018/01/14 автор: Юрий НовоселовРазвитие памяти, внимания – важные направления развития детей старшего дошкольного возраста и у младших школьников. Именно сейчас в головном мозге закладываются основы главных психических мыслительных функций.

Зрительная, слуховая память как раз относятся к важнейшим мыслительным способностям, от которых зависит, сможет ли ребёнок воспринимать информацию, делать её анализ. Без них невозможно даже представить успешное обучение и развитие интеллекта у ребёнка.

И возраст 5-11 лет лучше всего подходит, чтобы научить детский ум быть активным и эффективным инструментом в поиске и усвоении знаний.

Ребёнок черпает информацию извне двумя способами – на слух и визуально. Всё, что малыш видит, помогает ему создать в уме подлинную картину мира.

Зрительное восприятие – залог развития фантазии и творческих способностей, навыков чтения, образной памяти.

https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w

Дети лучше всего запоминают вещи, которые привлекают их зрительное внимание. Недостаток развития зрительной памяти – корень серьёзных проблем в обучении и не только:

  • сложности в чтении;
  • проблемы в развитии навыков письма;
  • трудности с запоминанием прочитанного и, как следствие, плохая успеваемость по всем предметам.

Развитие слухового внимания и восприятия

Способ восприятия информации на слух является для ребёнка таким же важным, как и зрительная память. Самая большая проблема в развитии слуховой памяти – это отсутствие слухового внимания – ситуация, когда ребёнок вроде бы слушает вас, но как будто все сказанные слова «пролетают мимо» его ушей.

Маленький ученик без слухового восприятия не может учить стихи и писать диктанты, устно решать примеры и задачи, запоминать то, что рассказывает на уроке учитель. То есть его познавательная способность снижается как минимум вдвое.

Посмотрите видео о результатах развития слухового восприятия в школе устного счёта Соробан®

Развитие зрительной памяти детей в Соробан®

Любое упражнение, связанное с визуализацией, будет хорошо сказываться на развитии зрительной памяти. Соробан® использует одно из самых действенных средств развития зрительной памяти и внимания: зрительное восприятие – визуализация. Сначала работа с абакусом, постепенное запоминание инструмента в деталях, и наконец, решение задач с помощью только зрительного образа.

Эффективность тренировки образной памяти достигается за счёт активной работы обоих полушарий мозга:

  • ребёнок видит пример на экране;
  • символы (числа) поступают сразу в левое полушарие;
  • отсюда – в правое, где отражаются в виде картинки соробана с нужным расположением счётных косточек;
  • решение поступает в левое полушарие, которое выдаёт ответ в числах.

Посмотрите видео о результатах развития зрительного восприятия в школе устного счёта Соробан

Развитие слуховой памяти в Соробан®

В силу возрастных особенностей детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, зрительное восприятие нужно подкреплять слуховой и моторной памятью. Что и делает в обучении детей ментальному счёту Соробан. Формула задачи подаётся на экран, и одновременно звучит ая команда. То есть у ребёнка закрепляется связь между увиденным и услышанным, и информацию он принимает целостно.

Тренировка зрительной и слуховой памяти

Важнее комплексного подхода в развитии внимания и памяти – система и регулярность занятий. Для развития любой привычки требуется выполнять действие ежедневно в течение минимум 21 дня. Сложные функции мышления (зрительная или слуховая память, внимание) куются по тому же принципу.

Усовершенствованная ментальная арифметика Соробан®  рассчитана на два года занятий. Это время нужно, чтобы закрепить приобретённые способности.

Упражнения создают в головном мозге новые каналы передачи информации, а систематическое повторение делает эти связи прочными.

Реакция мозга становится быстрой, способность быстро и легко воспринимать и запоминать знания на слух доводится до автоматизма и остаётся у ребёнка на всю жизнь. https://www..com/watch?v=ZONkT_7CnVE

на занятия в школу устного счёта Соробан®

Обеспечьте своему ребёнку будущее больших возможностей!

  share

Soroban.ru first_school

apps.title

Источник: https://soroban.ru/blog/razvitie-zritelnogo-i-sluxovogo-vnimaniya-v-shkole-ustnogo-schyota-soroban/

Как развить слуховое внимание

Слуховое внимание это

Bogdan Moroz 18.10.2019 0

Чаще всего, развитием слухового внимания обеспокоены родители, чьи дети в дошкольном или младшем школьном возрасте имеют трудности с восприятием информации на слух и ее качественным усвоением.

Такой процесс является обязательным в общей системе образования и подразумевает способность детей к обработке фонетического сигнала и трансформации его в образ.

Как развивать данное умение, не зависимо от возраста и способностей, мы и рассмотрим в данной статье.

Хотя в разговорной речи и многих экземплярах литературы можно встретить четкое распределение концентрационной способности по типам, в зависимости от сенсорной системы задействованной в получении информации, все же психология, как наука, выделяет только целостное понятие внимания, состоящее из всех рецепторных органов и систем.

А также анализаторов (соответствующих областей головного мозга), отвечающих за первичную и последующую обработку сигнала.

Другими словами, в науке есть понятие «внимание», которое сложное само по себе и состоит из множества процессов, однако оно неразделимо, из чего следует, что при проблеме с каким-либо типом восприятия информации, зрительной, слуховой или другой, нужна тренировка внимания в целом, а не только отдельный ее тип.

Без сомнения, могут иметь место трудности восприятия связанные с неполной или нарушенной функциональностью определенного типа рецепторов, однако это совсем не вопрос психологии и тренажеров внимания, а соответствующий диагноз, требующий вмешательства специалистов.

В остальных случаях недостаток внимания – лишь неспособность анализатора (головного мозга) к слаженной и концентрированной работе, быстрое уставание или рассеянность, которые можно и нужно устранять занятиями на тренажерах внимания и специальными упражнениями.

Особенности слухового внимания

Данный вид концентрации основан на умении человека сконцентрироваться на определенном звуке или их наборе, дифференцировать фонетическую информацию, выделять важную, анализировать и преобразовывать в образ, с которым можно работать в памяти.

Данная способность заложена в человеке изначально и развивается с самого рождения, так мы видим на примере детей, что концентрация на звуках и их распознавание отлично тренируется.

Важнейшую роль слуховое внимание играет в постановке естественной речи человека и восприятии собеседника. От этого во многом зависит процесс коммуникации и социальной атмосферы субъекта.

Данное умение, также, влияет на возможности в изучении иностранных языков и легкости коммуникации.

Правильно развитая система слуховых анализаторов дает возможность проводить постой слуховой анализ, распознавать слоги и фонемы, отделять неречевые звуки, различать слова близкие по звучанию или значению, определять силу голоса, его тембр и высоту, эмоциональный окрас услышанного.

В ораторском искусстве, это, прежде всего, умение распознавать и использовать интонацию для придания необходимого окраса речи, дальнейшее развитие слуховых способностей необходимы для овладения музыкальным инструментом или при занятии пением.

Тренировать слуховое внимание лучше всего в дошкольном и младшем школьном возрасте, после чего этот процесс продолжается естественным образом во время образовательных занятий.

Эффективность упражнений на слуховую концентрацию не снижается и в более зрелом возрасте, однако более эффективным способом станет комплексная тренировка внимания, которая показывает отличные результаты в адаптации к любому из типов восприятия раздражителя.

Упражнения на развитие слухового внимания у детей

Звуковая ориентация в пространстве – упражнение на концентрацию, которое помогает ребенку определить направление и источник звука.

Его суть заключается в том, чтобы тренируемый с завязанными глазами смог угадать с какой стороны от него исходит определенный звук и показать направление рукой.

Такое упражнение не возможно сымитировать в онлайн тренажере, так как оно требует перемещение в пространстве источника звука (это может быть игрушка, колокольчик и др.).

Разговор шепотом с малышом – это отличный способ повысить его концентрацию на звуковой информации, такое упражнение тренирует не только внимание, но и слуховые рецепторы, приучая их к тихим и не выразительным звукам.

Различение источников звука – простая игра для самых маленьких, которая поможет запомнить и дифференцировать звуки по их происхождению. Для этого нужно показать ребенку несколько предметом и то, как они звучат (барабан, кулек, игрушка, флейта…), после этого, он должен отвернуться и угадывать что прозвучало.

Недостающее слово – игра для более взрослых детей, которая отлично развивает фонематический слух и память, она состоит в том, чтобы много раз прочитав определенный стих или отрывок ребенку, вы упустили последнее слово и попросили его вспомнить и добавить.

Умение изъясняться – также превосходное упражнение, которое с самого детства научит малыша строить предложения и грамотно излагать свою мысль. Для этого попросите любимому герою ребенка объяснить значение какого-то слова (уже известного ребенку). В таком занятии развивается не только внимание, но и активно задействован мыслительный процесс вместе с памятью.

Звуковой анализ – более сложное задание, направленное не только на восприятие и различение звуков, но и обработку услышанной информации.

Для этого нужно задать определенный слог, который нужно будет найти в определенном слове и вычислить где он стоит (в начале, посредине или в конце).

Это полноценная тренировка внимания и мышления, и хотя она построена только на слуховых анализаторах, нагрузка равномерно распределена между разными центрами анализа.

Фонетический анализ на глаз – возможность совместить работу зрительной и слуховой системы.

Данное задание требует хорошей концентрации и усилий, оно показало хороший результат в комплексном развитии внимания у детей разного возраста.

Для этого нужно задать определенный слог или звук (группу звуков), после чего попросите назвать те предметы в комнате, где такой слог присутствует. Усложнить это задание можно уточнениями, например, звук должен находиться в конце слова.

Произношение слов наоборот – не только веселая игра, но и отличный тренажер слухового внимания, требующий хорошей концентрации и фонетической памяти.

Источник: https://mozgotren.ru/blog/kak-razvit-sluhovoe-vnimanie

Слуховое внимание

Слуховое внимание это

:  5 / 5

Началась пора отпусков. Самое время подумать, чем заняться с пользой. Многие поедут на дачу, к родственникам в деревню. Когда мои дети были маленькими, мы на целое лето выезжали в деревню. Сама деревня полна новых звуков.

Но мы начали с леса.   Это другой мир – мир естественных звуков, замечательное место для путешествий, экспериментов, тренировки слухового внимания – основы фонематического восприятия и фонематического слуха.

Здесь красиво и тихо кругом. Но прислушаемся к этой тишине, и ухо различит множество звуков, таких непохожих на шум городских улиц. Попробуйте обратить на них внимание ребенка.

 Что слышат городские дети?

Для начала проверьте, что услышат ребята, если им предложить во время прогулки внимательно послушать, а потом рассказать. Большинство городских детей различают только сильные звуки, не связанные с жизнью природы (поезд, грузовая машина на шоссе). Ребята сами часто крикливы, замечают в окружающем только громкие, резкие звуки, и это обедняет восприятие окружающего мира.

Тренируем слуховое внимание в лесу

Мне хотелось, чтобы дети глубже проникли в красоту природы, замечали не только ее формы и краски, но и звуки – иногда нежные и осторожные, иногда сильные и грозные.

Обычно мы любовались этими удивительными красками, давая радость глазам, теперь же стали напряженно прислушиваться к звукам леса. Был ветер, и деревья шумели, каждое по-своему.

Я сказала: “Послушайте внимательно, что говорит лес, потом каждый скажет, что услышал”.

Все напрягли слух. Что же на этот раз, услышали дети? Прежде всего, они были крайне удивлены: оказывается, у всякого дерева свой голос.
  1. “Лес шумит ш-ш-ш”, – сказал Павлик.
  2. “Это только сосны, а осина совсем не так шелестит”, – уточнил Алеша.
  3. “Осина, как в ладошки хлопает, только тихонько так”, – добавила Света и несколько раз осторожно похлопала ладошками.
  4. “Послушайте, как говорит березка. Бегите к ней”, – предложила я.

Дети наперегонки кинулись к группе молодых березок, встали там и замерли, прислушиваясь.

  1. “Она шелестит и как будто немножко звенит”, – удивленно сказала Света. “Правда звенит, если очень слушать”, – подтвердили дети.
  2. “Видите, каждое дерево разговаривает по-своему, а вы до сих пор этого не замечали. Напрягите свой слух. Послушайте еще и, наверное, услышите что-нибудь новое, интересное”.

Дети опять притихли.

  1. “Слышу, слышу, как шишка упала. Это ее ветер сорвал”, – радостно воскликнула Света.
  2. “А я слышу, кто-то поет в лесу. Наверное, грибы собирают”, – обрадовался Павлик.
  3. “Дятел, дятел! Слушайте, как стучит по дереву, наверно, близко. Пойдемте, посмотрим”, – загорелся Алеша.
  4.  “А я слышу еще другую птичку, она так тихонько поет, тик-тилик, тик-тилик”, – проговорила Света.

Игры на слуховое внимание

Перед детьми открылся новый мир удивительных звуков. Оказывается и деревья в лесу разговаривают, и обитатели его поют, стучат, чирикают каждый на свой лад. Привычное место прогулки окрасилось новым интересом, и теперь каждый раз дети просили: “Давайте поиграем, кто больше услышит”.

Я записывала ответы, и мы вместе обсуждали, кто выиграл.

Эти ежедневные упражнения обостряли слуховое внимание и приносили новые открытия: синичка поет нежно, негромко; ворона каркает грубо, неприятно; а сороки трещат, как будто ссорятся; кузнечики стрекочут, будто сено косят. Мы предложили новую игру: “Угадай, чей голос”. Дети подражали голосам птиц, шуму и шелесту деревьев, завыванию ветра и другим звукам.

Лето продолжалось. Зацвели кустарники, закуковала кукушка, лягушки стали давать свои концерты на пруду. На полянках зажужжали насекомые. Грянул первый гром. Появились у нас теперь и другие игры, связанные с новыми наблюдениями.

На полянке, например, мы играли в “Жуки”, “Пчелки” вместе с деревенскими ребятами.

Игра “Жуки”

В первой игре дети делятся на две группы. Одна становится в круг, другая, изображающая жуков, бежит в середину круга со словами:

  1. Я жук, я жук,
  2. Я здесь живу…
  3. Всю жизнь жужжу: ж…ж…ж…

Дети, стоящие в кругу, ловят жуков. Если детей мало, в круг становится взрослый.

Игра “Пчёлки”

В игре “Пчелки” все дети образуют круг. Водящий – “пчела” – становится в середину круга. Дети говорят хором:

  1. Пчелы жужжат,
  2. Ужалить хотят,
  3. Пчелы зажужжали,
  4. Дети убежали.

Водящий при последних словах произносит звук “ж” и ловит детей.

У лесного пруда мы слушали, как кричали лягушки, как всплескивалась рыба. Играли в игру “Цапля и лягушка”. Участники игры, присев на корточки, прыгают по полянке, изображая лягушек, и произносят звуки “ква, ква, ква”. По сигналу взрослого: “цапля”, дети замирают на месте и молчат – “цапля” забирает тех детей, которые пошевелятся.

Игра “Кто как поет” возникла после чтения книги В. Бианки “Кто чем поет”. Я сказала: “В книге мы узнали, чем поют разные птицы. А мы с вами можем поиграть в игру “Кто как поет”. Попробуйте ворковать, чирикать, петь, как синичка или другая птица, и, если будет похоже, мы сразу угадаем, кто так поет”.

Звукоподражание доставляло детям большое удовольствие, хоть и не всё получалось. Повторяя звуки, они лучше понимали и запоминали услышанное и тоньше различали их в окружающей жизни – такая своеобразная техника развития фонематического восприятия и слуха.

Так постепенно дети привыкали не только видеть красоту природы, но и слышать ее разнообразные звуки. Мы обычно мало развиваем слуховое внимание детей. А между тем оно расширяет кругозор: дети стали понимать значение слышанного, сравнивали, находили ответы на интересные вопросы. Мир для них стал шире, богаче.

Каковы результаты и как их проверить?

Было интересно проверить, насколько за это время развилось слуховое внимание детей. Приводим для примера некоторые ответы в начале и в конце нашей работы.

Алеша:

  1. 1-й ответ: “Поезд идет”.
  2. 2-й ответ: “Ветер гудит, лес шумит шу-у, шу-у. На березе листочки звенят, шумят сосны, поют птички разные: пинь-пинь-пинь. Шумит тихонько трава, это ее ветерок перебирает. Еще ветки трещат, кто-то прыгает там. Поезд идет, только далеко. Еще дятел тукает тук-тук”.

Света:

  1. 1-й ответ: “Ничего нет, только поезд”.
  2. 2-й ответ: “Птичка поет, нежно так: тик-тилик; тик-ти-лик, и сосны шепчутся чего-то: ш-ш-ш, ш-ш-ш, наверно, разговаривают”.

Постепенно исчезала крикливость. Умение слушать и слышать осторожные и тихие звуки природы не уживались с привычкой говорить громко.

Часто дети сами останавливали друг друга: “Так кричите, что из-за вас и скворец перестал петь, а так красиво запел”, – сердито говорит Павлик. “Помолчи, а то и леса не услышишь”.

“Вот кричал прошлый раз, когда мы птиц слушали, теперь и не угадаешь из-за тебя, кто это поет” (во время игры).

Радостно, что разнообразные и подчас нежные звуки природы доставляли детям эстетическое удовольствие. Ну разве можно не послушать соловья? Я сама его только недавно услышала. Так красиво!

 

Источник: https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/vnimanie/sluhovoe-vnimanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.