Значение слуха

Содержание

Как работает слух и что он значит в нашей жизни

Значение слуха

Существенное уменьшение слуховых способностей — это еще не все неприятные нюансы, которые влечет за собой ограниченный слух. Ухо с врожденным или приобретенным медико-биологическим дефектом, как именуют в медицинской практике какое-либо повреждение слуха, ухудшает качество жизни человека и затрудняет его отношения в социуме.

Слуховая система осуществляет множество взаимосвязанных действий, которые зависят друг от друга и оказывают друг на друга влияние.

Если рассматривать эти действия с точки зрения функционала, они составляют одно целое.

Стоит подчеркнуть поэтому, что даже при незначительном ограничении возможностей слухового восприятия человек неизбежно столкнется с опасными социально-психическими последствиями.

Функция информации. Благодаря слуху мы можем получать информацию о том, что происходит вокруг нас. Чтобы наш слух функционировал, нам не нужно его контролировать, он оповещает нас об изменениях даже тогда, когда мы спим. Отключить его усилием воли невозможно, поэтому мы вынуждены воспринимать все, что он до нас доносит: звуки, голоса, фоновые шумы.

При потере слуха эта функция сильно ограничивается. Таким образом человек, не получая сигналов извне, вынужден столкнуться с так называемыми «информационными пробелами». Становится невозможным определить, едет ли сзади автомобиль, идет ли человек.

Сидя в комнате спиной к двери, больной с потерей слуха не сможет понять, закрыта она или ее только что отворили.

Звонок будильника, радиопередачи, вокзальные громкоговорители, по которым объявляются номера поездов — в общем, любой источник информации перестает для человека существовать.

Тревожная и предупреждающая функция

В возможности человека входит способность устанавливать рамки для поля акустического восприятия окружающей среды, причем управлять этим сенсорным ограничением он может как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.

Когда люди беседуют в условиях, где наличествует шумовой фон, они сознательно отстраняются от восприятия лишней акустики для того, чтобы расслышать слова собеседника. Более того, информация, усваиваемая в этот момент посредством системы слуха, раскладывается по степеням важности.

При ограниченных слуховых способностях, напротив, дифференцирующие, изолирующие и структурирующие характеристики слуха настолько затруднены, что человек абсолютно лишается возможности воспринимать речь в шумной атмосфере.

Нормально слышащий человек использует сенсорную фильтрацию, когда начинает подавать сигнал – определенный акустический раздражитель.

Свистки чайника, звонки различных бытовых приборов заставляют нас определенным образом реагировать, иными словами, проявлять условные реакции.

Слабослышащий человек лишен возможности воспринимать такие сигналы, поэтому вынужден использовать оптическую систему, которая сможет хотя бы частично восполнить слуховой вакуум.

Обычный человек вздрагивает от внезапных громких звуков — выстрелов, ударов грома, автомобильных гудков — и соответствующим образом реагирует на них, стремясь избежать опасности.

Однако потеря слуха заставляет человека полностью или частично игнорировать происходящее во внешнем мире. Происходит это по причине того, что звуки утрачивают тревожный характер и кажутся намного менее громкими, чем есть на самом деле.

Такое положение дел, бесспорно, чревато угрозой для жизни.

Функция активации. Подобно другим органам чувств система слуха участвует в стимуляции коры головного мозга.

Как известно, за счет внешних сигналов увеличивается бодрость, рождаются творческие способности, развиваются в нужном ритме память и мышление.

Когда человек теряет слух, то слуховые раздражители уменьшаются, что ведет к потере числа импульсов для стимуляции. Этим фактором можно объяснить повышенную утомляемость, свойственную слабослышащим людям.

Функция ориентации. Обычно человек ориентируется на местности при помощи двух органов чувств: зрения и слуха. Слух помогает нам определить источник звука, а также безошибочно дает мозгу понять, где и на каком расстоянии от нас этот источник находится. Слабослышащим людям приходится экстренно усиливать зрительную ориентацию, что порой бывает не так-то просто сделать.

Функция коммуникации. При речевом общении люди фактически всегда опираются лишь на информацию, получаемую благодаря слуховой системе. Коммуникативные способности не смогут развиться без наличия двух основополагающих принципов — умения понимать и стремления быть понятым. Человек, имеющий проблемы со слухом, лишен возможности использовать эти принципы.

Когда человек собирается высказаться, он преследует целью донести до собеседника свое намерение. Для этого он сознательным образом кодирует цель с помощью речевых знаков, используя общепринятые понятия и слова. Кодированная речевая цель преобразуется в устную речь.

Люди с нормальным слухом даже не задумываются над тем, как быстро их мозг производит все эти манипуляции. Люди же с утраченным слухом с трудом воспринимают речевые образы, поэтому сталкиваются с крайне неприятными сюрпризами, к которым сложно привыкнуть.

Они не имеют возможности сравнивать собственные речевые сигналы с образцами.

На примере это выглядит так: при разговоре человеку необходимо проанализировать устные звуки в определенной последовательности с тем, чтобы из них сложилась осмысленная речь. Люди, у которых слуховая система не в порядке, не в состоянии воспринимать речевые знаки целиком. Речевые знаки, которые им не под силу воспринять, они вычленяют в сознании, вспоминая о контексте разговора.

Социальная функция. Функция речи сводится не просто к обмену информации. Чтобы поддерживать социальные контакты, людям необходимо приветствовать друг друга, говорить о погоде, кокетничать и делиться эмоциями. Даже простая, ничего не значащая болтовня, помогает развивать и укреплять контакты в социуме.

Но человеку с потерей слуха не то что сложно, порой невозможно, поддержать приятную беседу. Он, долгое время находясь в своеобразном информационном вакууме, вряд ли сможет заинтересовать собеседников чем-то занимательным и актуальным.

Кроме того, он будет артикулировать, чтобы помочь себе изъясниться, что может не понять его визави. К тому же обычно люди с нормальным слухом говорят быстро, а речь их имеет многочисленные нюансы, которые сложно уловить тугоухому человеку.

Стоит помнить, что перечисленные затруднения в итоге утомят не только того, кто слышит плохо, но и тех, кто проблем со слухом не имеет. Увы, но чаще всего ситуация разрешается полной и решительной капитуляцией плохослышащего человека, уставшего бороться.

Эмоциональная функция восприятия

Вместе с когнитивной деталью в речь всегда входит эмоциональная составляющая. Тембром, пониженным или повышенным, можно придать речи различное звучание.

Именно на эмоциональную окраску ориентируется мозг собеседника, пытаясь проанализировать то, о чем сообщается в разговоре.

Сказанное, в зависимости от звучащих в нем эмоций — обиды, раздражения, нежности, сарказма — можно понять двояко.

Эмоциональную окраску голоса специалисты именуют «синхронным посланием для восприятия», но оно недоступно слабослышащему, что отрицательно влияет на его душевное и социальное развитие. Недостаток эмоций влечет за собой потерю способности воспринимать чувства окружающих и не дает возможности выразить свои личные переживания.

Воздействие утраты слуха на человека

Слабослышащим, как правило, сопутствуют вегетативные нарушения. Они метеозависимы, нередко страдают от головных болей, болей в сердце и бессонницы. Подобные симптомы медики расценивают как индикаторы стресса и при первых их проявлениях рекомендуют бить тревогу. Интересно, что люди потерявшие слух в зрелом возрасте, сталкиваются с упомянутыми симптомами чаще и переносят их сложнее.

С наступлением глухоты человек перестает контролировать свою жизнь. Ему начинает казаться, что почва под ногами уходит.

Планы на будущее теряют свою привлекательность, дальнейшее видится расплывчатым, исчезает привычная уверенность в поведении.

Нагрузка на плохослышащего человека, по сравнению с обычным, многократно возрастает: ведь ему приходится затрачивать небывалые усилия , чтобы хоть как-то ориентироваться в социуме.

Если в этой ситуации уместно говорить о плюсах, то слабослышащий человек может утешаться тем, что его трагедия не заметна окружающим. Ему не нужно носить темных очков, как слепым, или протезов, как потерявшим конечности.

Но как только со слабослышащим кто-то решится заговорить, проблема сразу же станет явной.

Не все люди обладают врожденной дипломатичностью, это может привести к недоразумениям и насмешкам, что не добавит человеку с утратой слуха уверенности в своих силах.

К сожалению, глухие люди гораздо чаще оказываются втянутыми в неприятности, которыми кишит социум, чем их нормально слышащие сограждане. Очень много страданий и душевных терзаний приносят таким людям недопонимания, возникающие в рабочей обстановке.

Им мучительно больно осознавать свою вынужденную оторванность от коллектива. Не секрет, что переживания зачастую приводят к попыткам суицида.

Статистика свидетельствует, что среди самоубийц высок процент оглохших — причем в более поздние годы жизни — людей.

Прискорбно говорить об этом, но далеко не всегда коллеги стремятся должным образом поддержать своего потерявшего слух товарища. Насмешки, которые они позволяют себе за спиной, и невольная отчужденность служат источником дополнительного огорчения для плохослышащего человека.

Подводя итоги сказанного выше, нужно прийти к следующему выводу: человек с нарушенным слухом испытывает переживания не только по причине фактического нарушения слуха. В огромной степени этому способствуют социально-психологические конфликты, сопряженные с вегетативными симптомами. Помимо этого, мощное негативное влияние оказывает нарушение психического и социального равновесия.

Подробную информацию можно получить в колл-центре нашего ЛОР-центра для взрослых и детей по номеру телефона:

+38067 260 57 34

Источник: https://lorvrach.com.ua/funktsiya-sluha-sluhovaya-sistema-igraet-ogromnuyu-rol-v-zhizni-cheloveka/

Что такое слух: понятие, строение органов слуха и его значение в жизни человека

Значение слуха

В статье разберемся, что такое слух.

Орган слуха – это самое эмоционально окрашенное и важное “окно” человека в мир, порой даже более важное, чем зрение. Поэтому появление боли в ушах или снижение слуха воспринимается как настоящее бедствие.

Понятие «орган слуха»

Под ним понимается парный орган, главная функция которого заключается в восприятии человеком звуковых сигналов, а значит, ориентирования в окружающем мире.

Для правильного его функционирования за ним нужно правильно и тщательно следить. Для этого полезно будет познакомиться со структурой и функциями органов слуха подробнее. Ухо имеет очень сложное строение.

Также нужно учесть тот факт, что слух связан напрямую с умением говорить.

Что такое слух, многим непонятно.

Строение органов слуха

Человеческий орган слуха может воспринимать звуки в пределах 16–20 000 колебаний звуковых волн за секунду. Возрастные особенности его предполагают следующее: число воспринимаемых вибраций с возрастом снижается. Пожилые люди способны воспринимать за одну секунду максимум 15 000 колебаний.

Располагается орган слуха в черепной височной кости и разделяется на три отдела, которые функционально и анатомически связаны между собой:

  • внутреннее ухо;
  • среднее ухо;
  • наружное ухо.

У каждого отдела органа слуха есть свои структурные и функциональные особенности.

Наружное ухо

В первый отдел входят слуховой канал (или слуховой проход) и ушная раковина. Благодаря тому, что раковина уха имеет форму ракушки, она ловит волны звука как специфический локатор. Затем звук двигается в слуховой канал.

Барабанная перепонка располагается между средним и наружным ухом. Она способна вибрировать, благодаря чему передает все звуковые колебания в отдел среднего уха.

Непосредственно ушная раковина является хрящевидной тканью, покрытой кожей.

Основная функция наружного уха заключается в защите. Находящиеся в слуховом проходе клетки могут производить серу, защищающую и внутреннее, и среднее ухо от проникновения патогенных микроорганизмов и пыли.

Функции наружного уха

Для наружного уха характерны также другие функции:

  • концентрация звуков, идущих с разных сторон;
  • прием волн звука;
  • защита от влияния окружающей среды;
  • сохранение требуемой температуры и влажности.

Именно наружное ухо обусловливает функциональность слуховых органов. Нужно знать о том, что разные патологии в нем провоцируют воспалительный процесс среднего уха и иногда внутреннего. Поэтому, если чувствуется даже небольшая болезненность, следует поторопиться к врачу.

Значение слуха в жизни человека велико, и это нужно учитывать.

Среднее ухо

Второй отдел слухового органа человека включает в себя барабанную полость, расположенную в зоне висков, и слуховую трубу.

Барабанную полость наполняет воздух, по размеру она не больше одного кубического сантиметра. В нее входит шесть стенок:

  • медиальная – обладает двумя отверстиями, и в одно из них вставлено стремя;
  • латеральная – по форме напоминает купол, включает в себя наковальню и головку молоточка;
  • задняя – маленькая полость, которая вдается по направлению к сосцевидному отросточку;
  • верхняя – производит разделение барабанной полости и черепа;
  • нижняя стенка – дно;
  • передняя – около нее находится внутренняя сонная артерия.

Слуховые косточки – стремечко, наковальня, молоточек связаны суставчиками друг с другом. Также в среднем ухе находятся лимфатические сосуды, нервы и артерии.

Проведение звука

функция данного отдела – проведение звука. Воздушные колебания влияют на барабанную перепонку и слуховые косточки, после этого звуки передаются к внутреннему уху.

Кроме перечисленного, среднее ухо может:

  • производить защиту слуховых органов от громких звуков;
  • поддерживать барабанную перепонку и слуховые косточки в тонусе;
  • адаптировать к различным звукам акустический аппарат.

О значении органа слуха подробнее расскажем ниже.

Внутреннее ухо

Данный отдел называют также лабиринтом. Он включает перепончатый и костный лабиринты. Второй – небольшие проходы и полости, соединенные друг с другом, их стенки включают косточки.

Во внутренней области окостенелого лабиринта находится перепончатый.

Во внутреннем ухе выделяются следующие отделы:

  • ушная улитка;
  • полукружные протоки (каналы);
  • преддверие.

Преддверие представляет собой полость яйцевидного типа, расположенную посередине в ушном лабиринте. Там находятся пять отверстий, которые направлены к каналам. Впереди самое большое отверстие, оно ведет к главному протоку улитку. Одно отверстие имеет мембрану, на другом при выходе находится стремя-пластинка.

Кроме того, нужно сказать, что в области преддверия располагается гребешок, который разделяет полость на две части. Углубление, находящееся в зоне под гребешком, выходит в проток улитки.

Улитка

Улитка напоминает спираль, состоит она из костной ткани. Она очень надежная и прочная.

К функциям данного отдела относятся:

  • проведение через протоки звуков;
  • трансформация звуков в импульсы, поступающие затем в головной мозг;
  • ориентирование человека в пространстве, стабильное равновесие.

Главные органы равновесия – перепончатый лабиринт и протоки. Структура органа позволяет установить, где находится звуковой источник, и хорошо ориентироваться в пространстве.

Благодаря внутреннему уху можно определить, откуда и с какого направления исходят звуки. Равновесие, за которое отвечает данный орган, позволяет человеку стоять, не наклоняться и не падать.

Если что-то нарушается, то появляются головокружение, неровная ходьба, наклоны и невозможность стоять.

Отделы слуховых органов взаимосвязаны друг с другом. Чтобы данный орган нормально функционировал, необходимо придерживаться несложных рекомендаций и правил. При малейшем дискомфорте нужно сразу же обращаться к врачу. Не слушать музыку на большой громкости и соблюдать гигиену раковин ушей. Анатомия более детально описывает особенности органа слуха.

Значение бинаурального слуха

Что это? Бинауральный слух (латинское bini, то есть два, и auricular, то есть ухо) – звуковое восприятие посредством обоих ушей и расположенных симметрично (левой и правой) частей системы слуха.

Наличие обоих приемников слуха дает возможность человеку воспринимать звуковой пространственный мир и понимать, куда перемещаются в пространстве звуковые сигналы.

К числу главных признаков бинаурального слуха относятся: локализация в пространстве, бинауральное суммирование громкости, эффект предшествования, бинауральные биения, бинауральная демаскировка, звуковое слияние при установлении высоты, а также эффекты «левого» и «правого» уха при восприятии человеком музыки и речи.

Значение возраста в формировании слуха

Начало функционирования слуховой системы отмечается еще до рождения малыша – с шести месяцев развития внутри утробы. Ребенок отлично слышит сердцебиение матери и ее голос, а по мере формирования слуха – музыку, голоса близких людей и шумы окружающей среды.

Развитие слуховой системы малыша с момента рождения активизируется под влиянием звуков окружающей среды. В течение всего периода детства человек запоминает звуки, учится их соотнесению с объектом, издающим звуки, овладевает, так называемым, звуковым словарем.

Каково же значение слуха для ребенка?

Ребенок через двенадцать часов после рождения уже может отличить речь человека от других звуков, реагируя на нее еле заметными движениями. У новорожденного есть способность безошибочно различать голоса других людей и голос матери.

Современные исследования доказали, что малыш может уловить отличия между своим и иностранным языком.

Дети с рождения и до года реагируют по-разному, на высоту и громкость звучания. Ребенок обычно реагирует на звуковые раздражители таким образом:

  • моргание и расширение глаз;
  • сосредоточение слуха, то есть частичное или полное торможение движений (сосательных, когда ребенок ест, и общих);
  • вздрагивание тела полностью (если ребенок услышал громкий и резкий звук).

Нужно помнить о том, что малыш слышит даже тогда, когда спит. При повышении громкости звуков он начинает двигаться или просыпается.

Если у новорожденного нормальный слух, он реагирует лишь на звуки, которые издаются на небольшом расстоянии от него (не больше полутора метров).

В два-три месяца он реагирует на звук торможением или активизацией сосательных движений (когда ест в этот момент), широким раскрытием или поворотом глаз по направлению к хорошо известному взрослому. Самое большое расстояние, на котором ребенок способен реагировать на звук, равно двум — трем метрам.

В двухмесячном возрасте развивается комплекс оживления: малыш активно двигает ножками и ручками, улыбается, когда с ним разговаривают ласково.

В возрасте от трех месяцев до полугода ребенок может установить локализацию звукового источника слева или справа от себя. Он водит глазами в ответ на звук, поворачивает голову по направлению к объекту, издающему его. Вот что такое слух.

Не нужно бояться, если реакция возникает не сразу – иногда малыши реагируют на звук лишь через несколько секунд.

Самое большое расстояние, на котором дети способны слышать в этом возрасте, равно трем — четырем метрам.

У физически ослабленных и недоношенных детей, и у малышей с нарушениями психомоторного развития может наблюдаться более позднее формирование реакции нахождения звукового источника.

У детей в этом возрасте возникает отрицательная реакция на внезапные, резкие звуки.

Ребенок в возрасте от полугода до года реагирует на звук, который издается сзади, слева и справа от него. Вначале расстояние, на котором в этом возрасте дети слышат звук, равно четырем метрам, а в год – шесть метров.

Дети раннего и дошкольного возраста

У детей раннего и дошкольного возраста формирование слухового восприятия позволяет обеспечить развитие представлений о звуках окружающего мира, а также ориентацию на звук как одно из самых важных свойств и характеристик явлений и предметов неживой и живой природы.

Благодаря овладению характеристиками звука формируется целостность восприятия, играющая важную роль в процессе познавательного развития детей.

Слухи имеет особую роль в речевом восприятии. Слуховое восприятие в первую очередь развивается как средство, обеспечивающее взаимодействие и общение людей.

Причины нарушений

Далее будут описаны причины снижения слуха.

Слуховые нарушения классифицируются как полные (или глухота) и частичные (или тугоухость), выражаются в ухудшении способности к обнаружению, распознаванию и пониманию звуков. Помимо прочего, глухота может быть приобретенной или врожденной.

  • Первая причина, вызывающая нарушение слуха, – это долговременное влияние шума. Если люди проживают возле аэропортов, заводов или оживленных шоссе, они подвергаются звуковому облучению каждый день, его интенсивность достигает 75 дБ. При слишком частом пребывании человека на улице или нахождении с приоткрытыми окнами дома у него могут постепенно развиться ухудшение и утрата слуха. Запрещается слушать плееры на максимальной громкости и в течение длительного времени.
  • Наследственное нарушение слуха – включает в себя врожденные дефекты или глухоту. Какие еще причины снижения слуха бывают?
  • Использование некоторых медикаментов может стать причиной ухудшения, в том числе привести к глухоте.
  • Утраты слуха, спровоцированные воспалительными патологиями среднего уха. При воспалительных болезнях, в особенности хронического характера, нарушается звуковое проведение через составляющие среднего уха до улитки.
  • Еще одна причина нарушения органов слуха — патологии сосудов. Его снижение очень часто формируется при таких сосудистых заболеваниях, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, сахарный диабет, и становится одним из признаков этих патологий.
  • Причиной нарушения слуха у детей может стать физическая травма. Вызвавшая утрату слуха травма может быть нанесена и самому уху, и центру в головном мозге, которые обрабатывает звуковые сведения.

Мы рассмотрели, что такое слух.

Источник: https://FB.ru/article/426934/chto-takoe-sluh-ponyatie-stroenie-organov-sluha-i-ego-znachenie-v-jizni-cheloveka

Строение органов слуха. Наружное, среднее и внутреннее ухо, вестибулярный аппарат

Значение слуха

Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности.

Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы.

Без звука невозможны звуковые речевые общения между людьми, людьми и животными, между людьми и природой, без него не могли появиться и музыкальные произведения.

Острота слуха у людей неодинакова. У одних она понижена или нормальная, у других повышена. Бывают люди с абсолютным слухом. Они способны узнавать по памяти высоту заданного тона.

Музыкальный слух позволяет точно определять интервалы между звуками различной высоты, узнавать мелодии.

Индивидуумы с музыкальным слухом при исполнении музыкальных произведений отличаются чувством ритма, умеют точно повторить заданный тон, музыкальную фразу.

Пользуясь слухом, люди в состоянии определять направление звука и по нему — его источник. Это свойство позволяет ориентироваться в пространстве, на местности, различать говорящего среди нескольких других.

Слух вместе с другими видами чувствительности (зрением) предупреждает об опасностях, возникающих во время труда, пребывания на улице, среди природы.

В целом слух, как и зрение, делает жизнь человека духовно богатой.

Человек воспринимает звуковые волны с помощью слуха с частотой колебаний от 16 до 20 000 герц. С возрастом восприятие высоких частот снижается. Снижается слуховое восприятие и при действии звуков большой силы, высоких и особенно низких частот.

Одна из частей внутреннего уха — вестибулярная — обусловливает чувство положения тела в пространстве, поддерживает равновесие тела, обеспечивает прямохождение человека.

Как устроено ухо человека

Наружное, среднее и внутреннее — основные отделы уха

Височная кость человека является костным вместилищем органа слуха. Он состоит из трех основных отделов: наружного, среднего и внутреннего. Первые два служат для проведения звуков, третий содержит звукочувствительный аппарат и аппарат равновесия.

Строение наружного уха

Строение наружного уха человека

Наружное ухо представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом, барабанной перепонкой. Ушная раковина улавливает и направляет звуковые волны в слуховой проход, но у человека она почти утратила свое основное назначение.

Наружный слуховой проход проводит звуки к барабанной перепонке. В его стенках имеются сальные железы, выделяющие так называемую ушную серу. Барабанная перепонка находится на границе между наружным и средним ухом. Это круглая по форме пластинка размером 9*11мм. Она принимает звуковые колебания.

Строение среднего уха

Схема строения среднего уха человека с описанием

Среднее ухо расположено между наружным слуховым проходом и внутренним ухом. Оно состоит из барабанной полости, которая расположена непосредственно за барабанной перепонкой, в которая через евстахиеву трубу сообщается с носоглоткой. Барабанная полость имеет объем около 1 куб.см.

Она содержит три слуховых косточки, соединенных между собой:

  • Молоточек;
  • наковальня;
  • стремечко.

Эти косточки передают звуковые колебания с барабанной перепонки к овальному окну внутреннего уха. Они уменьшают амплитуду и увеличивают силу звука.

Строение внутреннего уха

Схема строения внутреннего уха человека

Внутреннее ухо, или лабиринт, представляет собой систему полостей и каналов, заполненных жидкостью. Функцию слуха здесь выполняет только улитка — спирально закрученный канал (2,5 завитка). Остальные части внутреннего уха обеспечивают сохранение равновесия тела в пространстве.

Звуковые колебания от барабанной перепонки посредством системы слуховых косточек через овальное отверстие передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо. Вибрируя, жидкость раздражает рецепторы, расположенные в спиральном (кортиевом) органе улитки.

Спиральный орган — это звуковоспринимающий аппарат, расположенный в улитке. Он состоит из основной мембраны (пластинки) с опорными и рецепторными клетками, а также из нависающей над ними покровной мембраны.

Рецепторы (воспринимающие) клетки имеют удлиненную форму. Их один конец фиксирован на основной мембране, а противоположный содержит 30-120 волосков разной длины.

Эти волоски омываются жидкостью (эндолимфой) и соприкасаются с нависающей над ними покровной пластинкой.

Звуковые колебания от барабанной перепонки и слуховых косточек передаются жидкости, заполняющей улитковые каналы. Эти колебания вызывают колебания основной мембраны вместе с волосковыми рецепторами спирального органа.

Во время колебаний волосковые клетки касаются покровной мембраны. В результате этого в них возникает разность электрических потенциалов, приводящая к возбуждению волокон слухового нерва, которые отходят от рецепторов.

Получается своего рода микрофонный эффект, при котором механическая энергия колебаний эндолимфы превращается в электрическую нервного возбуждения. Характер возбуждений зависит от свойств звуковых волн. Высокие тона улавливаются узкой частью основной мембраны, у основания улитки.

Низкие тона регистрируются широкой частью основной мембраны, у вершины улитки.

От рецепторов кортиева органа возбуждение распространяется по волокнам слухового нерва в подкорковые и корковые (в височной доле) центры слуха. Вся система, включающая звукопроводящие части среднего и внутреннего уха, рецепторы, нервные волокна, центры слуха в головном мозге, составляет слуховой анализатор.

Вестибулярный аппарат и ориентация в пространстве

Как уже упоминалось, внутреннее ухо выполняет двойную роль: восприятие звуков (улитка с кортиевым органом), а также регуляцию положения тела в пространстве, равновесие.

Последняя функция обеспечивается вестибулярным аппаратом, который состоит из двух мешочков — округлого и овального — и трех полукружных каналов. Они соединены между собой и заполнены жидкостью.

На внутренней поверхности мешочков и расширений полукружных каналов находятся чувствительные волосковые клетки. От них отходят волокна нервов.

Строение вестибулярного аппарата

Угловые ускорения воспринимаются, главным образом, рецепторами, расположенными в полукружных каналах. Рецепторы возбуждаются при давлении жидкости каналов. Прямолинейные ускорения регистрируются рецепторами мешочков преддверия, где находится отолитовый аппарат.

Он состоит из чувствительных волосков нервных клеток, погруженных в желатинообразное вещество. Вместе они образуют мембрану. Верхняя часть мембраны содержит вкрапления кристаллов бикарбоната кальция — отолиты. Под влиянием прямолинейных ускорений эти кристаллы силой своей тяжести заставляют мембрану прогибаться.

При этом происходят деформации волосков и в них возникает возбуждение, транслирующееся по соответствующему нерву в центральную нервную систему.

Функцию вестибулярного аппарата в целом можно представить следующим образом. Движение жидкости, содержащейся в вестибулярном аппарате, вызываемое перемещением тела, тряской, качкой, вызывает раздражение чувствительных волосков рецепторов.

Возбуждения передаются по черепномозговым нервам в продолговатый мозг, мост. Отсюда они направляются к мозжечку, а также спинному мозгу.

Эта связь со спинным мозгом обусловливает рефлекторные (непроизвольные) движения мышц шеи, туловища, конечностей, благодаря чему выравнивается положение головы, туловища, предотвращается падение.

При осознанном определении положения головы возбуждение поступает из продолговатого мозга и моста через зрительные бугры в кору большого мозга.

Считается, что корковые центры контроля равновесия и положения тела в пространстве находятся в теменной и височной долях мозга.

Благодаря корковым концам анализатора возможен осознанный контроль равновесия и положения тела, обеспечивается прямохождение.

Гигиена слуха

Чтобы сохранить слух, нужно оберегать его от повреждений вредными факторами:

  • Физическими;
  • химическими
  • микроорганизмами.

Физические вредные факторы

Под физическими факторами следует понимать травмирующие воздействия во время ушибов, при ковырянии различными предметами в наружном слуховом проходе, а также постоянные шумы и особенно звуковые колебания ультравысоких и особенно инфранизких частот. Травмы являются несчастными случаями и их не всегда удается предотвратить, а вот травмы барабанной перепонки во время чистки ушей можно полностью избежать.

Как правильно чистить уши человеку? Чтобы удалялась сера, достаточно ежедневно мыть уши и не будет необходимости вычищать ее грубыми предметами.

С ультразвуками и инфразвуками человек сталкивается только в условиях производства. Для предотвращения их вредного действия на органы слуха необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Вредно сказываются на органе слуха постоянные шумы в условиях больших городов, на предприятиях. Однако медико-санитарная служба ведет борьбу с этими явлениями, а инженерно-техническая мысль направлена на разработку технологии производства со снижением уровня шума.

Хуже дело обстоит у любителей громкой игры на музыкальных инструментах. Особенно отрицательно влияние наушников на слух человека, при прослушивании громкой музыки. У таких лиц уровень восприятия звуков понижается. Рекомендация одна — приучать себя к умеренной громкости.

Химические вредные факторы

Болезни органа слуха в результате действия химических веществ бывают, главным образом, при нарушениях техники безопасности в обращении с ними. Поэтому нужно соблюдать правила работы с химическими веществами. Если же вы не знаете свойств какого-то вещества, то не следует им пользоваться.

Микроорганизмы как вредный фактор

Повреждения органа слуха болезнетворными микроорганизмами можно предотвратить своевременным оздоровлением носоглотки, из которой возбудители проникают в среднее ухо через евстахиев канал и вызывают вначале воспаление, а при запоздалом лечении — снижение и даже утрату слуха.

Для сохранения слуха немаловажны общеукрепляющие меры: организация здорового образа жизни, соблюдение режима труда и отдыха, физическая подготовка, разумное закаливание.

Для людей, страдающих слабостью вестибулярного аппарата, проявляющейся в непереносимости поездки в транспорте, желательны специальные тренировки, упражнения. Эти упражнения направлены на уменьшение возбудимости аппарата равновесия.

Они проделываются на вращающихся креслах, специальных тренажерах. Наиболее доступную тренировку можно осуществлять на качелях, постепенно увеличивая ее время. Кроме того, применяются гимнастические упражнения: вращательные движения головы, тела, прыжки, кувыркания.

Разумеется, тренировку вестибулярного аппарата осуществляют под медицинским контролем.

Все рассмотренные анализаторы обусловливают гармоничное развитие личности только при тесном взаимодействии.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (10 4,80 из 5)
Загрузка…

Источник: https://animals-world.ru/stroenie-i-funkcii-organa-sluxa-cheloveka/

Строение, функции и особенности органа слуха человека

Значение слуха

Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

  • наружное ухо;
  • среднее ухо;
  • внутреннее ухо.

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.

К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.

Наружный слуховой проход – извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы.

Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки.

Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Барабанная перепонка – это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

  • молоточек;
  • наковаленка;
  • стремечко.

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

  • преддверия (вестибулюма);
  • улитки;
  • полукружных каналов.

В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана).

Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч.

На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток – Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.

Что такое орган слуха и равновесия

Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия.

Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс.

Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.

Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка.

Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы.

Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.

Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.

От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.

Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

  • ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
  • передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
  • защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
  • трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

Воспринимать двумя ушами – лучше определять локализацию звука. Бинауральный слух дает:

  • ощущение объемного звучания;
  • представление о расположении источника.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.

Удивительные возможности слуха человека

Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.

Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне.

Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность.

Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.

Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.

А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности.

Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов.

Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.

Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет.

Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует.

Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.

Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.

Источник: https://audionika.ru/info/nash-slukh/stroenie-funktsii-osobennosti-organa-slukha.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.